ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛ КОНСПЕКТЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Оранжевая тетрадь
2010 г
РАЗМЫШЛЕНИЕ ВТОРОЕ
«Социалистическая идея неразрывно связана с культурой. Культура анти-буржуазна[1] по своей природе, она не живет по законам бизнеса. Прекрасное не может быть измерено денежными единицами. Наша цель — сохранить культурное достояние нации, обеспечить его передачу будущим поколениям, развивать единое культурно - информационное пространство страны. Необходимо вводить систему квот на зарубежную теле- и радиопродукцию для того, чтобы развивалось отечественное производство фильмов, программ, проектов. Необходимо также создать авторитетный Общественный совет для контроля над соблюдением принципов и норм общественной морали в средствах массовой информации, особенно на телевидении». С.Миронов
«Социалистическая идея неразрывно связана с культурой. Культура анти-буржуазна по своей природе, она не живет по законам бизнеса» — довольно смелое и громкое, но весьма спорное утверждение. Культуру людей нельзя сводить к приличному поведению за столом и в шариковском трамвае, а всякое лицедейство - к “священной корове”, которое должно жить за счет общества. Культура - это весь наш многообразный путь от дикости к цивилизации. Все то, чем живет наше общество, все его представления о добре и зле, все то прекрасное и безобразное, все грани отношений, нравятся они нам или не нравятся, присутствующее в обществе, есть культура. Материалистическое определение культуры, а значит и социалистическое ее определение, звучит так: культура - есть совокупность всех проявлений природы, жизни, материальной и духовной деятельности общества людей по отношению к человеку, равно как и отношение человека к окружающему его миру. Наша экономическая жизнь есть наша культура. Многообразные художественные или лицедейские таланты человека, отражающие или противостоящие нашим представлениям об этике, эстетике, морали и совести только малая часть культуры людей, культуры человеческого общества.
Чем дальше человек уходил от дикости, чем больше разделение труда доставляло ему все возрастающие материальные блага, тем больше появлялось толкователей человеческой жизни и окружающего мира, которые свои толкования очень удачно обменивали на вполне материальные блага, особенно тогда, когда эти толкования и описания делались в угоду “сильных мира сего”.
В человеческом обществе люди, обладая разными талантами, навыками и приобретенным опытом обменивают свои знания и таланты между собой. Потребности людей и потребность общества, выраженная как средняя совокупность потребностей каждого, определяют значение того или иного таланта, его ценность для каждого в отдельности и общества в целом. В противоречивом определении этих ценностей состоит наше культурное движение. Уродливый протест экспрессионизма становится прекрасным, когда появляется в нем потребность. Тогда общество оценивает эту “мазню” на холсте в почете, славе, восторге и в материальном вознаграждении.
Громкая фраза понадобилась господину Миронову, чтобы “протащить с заднего хода” вполне буржуазную идею культуры, как падчерицы российского капитализма, который в своем взросление все еще вынужден опираться на национальную идею.
«Наша цель — сохранить культурное достояние нации, обеспечить его передачу будущим поколениям, развивать единое культурно - информационное пространство страны» - пишет социалист Миронов, забывая, что социализм анти-национален. В социализме нет наций, в социализме есть люди. Наша буржуазная действительность, пошлая реальность диктует необходимость любую прекрасную идею, впихивать в национальную идею доставшуюся капитализму от рыцарской эпохи, когда абсолютизм главного феодала формировал национальные государства. Задача капитализма разрушить национальную идею, как препятствующую для свободного рынка капиталов, труда, торговли и информации. Днем и ночью капитализм занимается этим, подготавливая почву для общества людей без национальности. Пока из национальной идеи можно извлекать дивиденды, она будет использоваться буржуазией как веский аргумент, наряду с атомной дубиной в “нешуточной конкуренции идей, труда и капитала» Далее социалист, респектабельный буржуа, вдруг, с ностальгией по прошлому, предлагает вводить феодальные запреты и ограничения в культуре, а на самом деле в идеологии, только на том основании, что проигрывает в конкуренции более мощному воздействию на общество западных визави. При всех этих запретах, мораль и интересы русского буржуа можно с легкостью выдавать за мораль и интересы всего общества.
Мораль - историческая категория. Каждый раз в истории человечества совесть, а вместе с ней нравственные ориентиры, разрушались под напором новых обстоятельств и условий. Но в голове веселой буржуазии, одной ногой стоящей в своем славном феодальном прошлом, социализм вполне можно представить несвободным обществом, ограниченного высоко моральными представлениями современного бюргера. Дело за малым - определить критерий нравственности.
Поход Сергея Миронова за социалистическую культуру оказался обыкновенным буржуазным взглядом, отражающий уровень развития нашего капитализма. Социалистическая идея социалиста Миронова оказалась неразрывно связана с буржуазной культурой. Другого и быть не могло.
- Размышление первое |>|
- Размышление второе |>|
- Размышление третье |>|
- Размышление четвертое |>|
- Размышление пятое |>|
Заметки на полях
ДЕСЯТЬ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛИЗМА С.МИРОНОВА
Критика «нового социализма», как эклектики буржуазных и социал-демократических взглядов
[1] Культура историческая категория, как впрочем, и такие приятные сердцу понятия, как справедливость и совесть. Именно буржуазный класс, дал человечеству экономические свободы, закон, революции, науку и технику в современном их понимании; промышленность и экономические кризисы, как отражение динамичного развития, которое уже не может быть удовлетворено границами буржуазных отношений. Капитализм дал искусство и современное многообразие культуры. Современная культура буржуазна по своей природе, как и современная нравственность и совесть. В истории человечества культура, справедливость, совесть, а вместе с ней нравственные ориентиры всегда разрушались под напором новых обстоятельств и условий. Вот духовный и нравственный ориентир, который 2000 лет назад был руководством к действию Я не перестану повторять - поедание своего врага, еще в недалеком прошлом, было справедливым актом и высоко моральным действием, а Аристотель, раз уж мы обращаемся к морали и нравственности, писал: "И военное искусство можно рассматривать до известной степени как естественное средство для приобретения собственности, ведь искусство охоты есть часть военного искусства: охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива." Аристотель. Политика. Афинская политика. М. Мысль 1997 с.44-53 (п.8)
[1] Социализм по определению более свободное общество, чем буржуазное. В нем нет ограничений не только в экономической инициативе, но и в различных социальных проявлениях и отношения, в том числе и в обмене проявлений культуры. Как можно говорить о свободе и при этом вводить ограничения, тем более на культурный обмен между людьми. Кругом буржуазные рожки. Наверное, своя пропаганда нужна именно классу буржуазии для удержания власти, и чтобы всегда иметь под рукой людской ресурс желающий с оружием в руках защищать интересы крупной буржуазии, представляемые нам как общественные интересы.