ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛ КОНСПЕКТЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ КАК
Один уважаемый мною блогер, обратился с просьбой пояснить ситуацию “почему капитал бежит из России”, ссылаясь на заявление в The New Times. Там написали “На минувшей неделе Центробанк повысил прогноз чистого оттока капитала из России в 2011 году до 70 млрд долларов. Если такой рубеж к концу декабря будет достигнут, это будет означать, что превышена 2009 года, когда из России ушло 57 млрд долларов. Больший отток капитала был зафиксирован лишь в 2008 году - около 130 млрд долларов.”
На смелое заявление The New Times в российской прессе появились еще более смелые статьи российских Дон-Кихотов от гусиного пера. Они представив себе 70 млрд долларов в абсолютных значениях для отдельно взятого человека, стали наводить шаманский страх, придумывая причины бегства, связывая их с политическими сквозняками, бюрократическими насморками и коррупционными болезнями.
Ответственно относясь к заданию, я порылся в цифрах и документах.[1] 70 млрд не такая уж большая цифра для нашего ВВП равняющегося примерно 2,5 трлн. долл - это 2,8%. Но не это главное. Структура инвестиционного капитала в Россию такова, что каждый год к нам приходят, и в этом же году какая-то часть денег должна уйти обратно. Постепенно за последние годы у нас накоплено иностранных капиталов на сумму 315 млрд.долл. Он состоит из прямых инвестиций это “связанный” капитал, в активах и производстве. Скорее всего он реально инвестирован в реальное производство, в недвижимость, материальные активы, через доли участия в российском бизнесе. Это не всегда реально иностранный капитал, чаще всего это возвращенный в Россию капитал через созданные специально для этого иностранные компании. Он составляет 39,5% или 124,4 млрд. долл. Портфельные инвестиции составляют всего 2,7% или 8,5 млрд. долл. - это деньги, которые гуляют на биржах, или на которые куплены облигации с купонными выплатами. Именно они бегут от нас во время кризисов. Но согласитесь они смехотворны в сравнении с резервными фондами государства и активами Центрального банка РФ. Остальные инвестиции это ссуженные деньги. Они предоставлены на определенное время. Они осуществляются на возвратной основе. Они могут выдаваться на сроки до 180 дней и свыше 180 дней. Они проходят по статье прочие инвестиции[2] - это 57,8% или 182,1 млрд. долл. Это кредиты товарные и финансовые. Можно сказать - это временные инвестиции. Вот они и учитываются ЦБ для того чтобы видеть приток и отток в отчетный период. Это прямая обязанность ЦБ - следить за состоянием наличности на финансовом рынке.
Так в первом полугодии этого года в Россию поступило 87,7 млрд. долл. и в этот же период из России вышли 81,7 млрд.д долл в счет обязательств ранее поступивших средств. Точно такой же подсчет ЦБ сделал на второе полугодие. Какая-то часть кредитов вошла во втором полугодии, какая-то, предварительно 70 млрд. долл., выйдет. Но мы должны помнить, что всего товарные и прочие кредиты на начало года составили 182,1 млрд. долл. Это просто заемные деньги, которые организации должны в определенный период года вернуть. Есть короткие кредиты на 30 дней, есть длинные кредиты больше 180 дней.
Жизнь и наша деятельность не останавливается, она постоянно течет, то притягивая, то выталкивая капиталы. Поэтому столь страшный черт намалеванный The New Times и нашей пишущей братией не так страшен. Другое дело, если бы они критиковали структуру инвестиций, качая головой, что у нас такая маленькая капитализация предприятий (портфельные инвестиции), что у нас сравнительно небольшая доля прямых инвестиций, что накопленный капитал на конец отчетного периода должен составлять большую сумму чем 315 млрд. долл, где прочие инвестиции должны составлять менее 20%. Вот это соответствовало бы их критическому взгляду на бюрократию и коррупцию. Но обывателю преподносят гром и молнию в руках - из России бежит капитал! За яркой вспышкой и грохотом не видно реального положения обыденных вещей... В реальности гром и молния оказывается обыкновенной политической хлопушкой.
[1] Срочная информация по актуальным вопросам Copyright © Федеральная служба государственной статистики
[2] "Прочие инвестиции" - это торговые операции или краткосрочные займы банков для решения сиюминутных проблем. Это обыденность денежно-торгового капитала. Обычная работа по обслуживанию торговли и иногда производства, нуждающегося для того чтобы перезанять денег, пока покупатель рассчитается за поставленный товар. Например, один из крупнейших производителей удобрений Фосагро каждый месяц отгружает больше ста тысяч тонн, а добыча и переработка руды, из которой изготавливаются удобрения, составляет 27 млн. тонн в год. Очень много удобрений продается с отсрочкой платежа доходящей до 180 дней. Но эти полгода надо продолжать работать, выплачивать з/п, добывать руду, производить удобрения, рассчитываться за э/энергию с ж.д. и т.д., для этого нужны серьезные кредиты... они не живут в долг они кредитуют и их кредитуют. Это обычная работа.
Долгосрочно вложили в Россию смехотворные 124,4 млрд долл., и я писал почему... Нет интереса, не тот рынок... Мы для мирового капитала рынок сырья, а Китай с его 1,3 млрд человек - рынок сбыта товаров. Вот вы где бы строили производство, чтобы беспрепятственно завозить товары в Китай? Правильно внутри Китая, тем более Дэн Сяо Пин сам пригласил мировой капитал инвестировать в экономику. Вот они и инвестируют до сих пор. Поэтому они и строят там гигантские заводы по переработке сырья, которое завозится со всего мира, в том числе из России. Вот если бы нас было 500 млн. человек, то это было бы уже интересно для мирового капитала, а так... одна суета вокруг Сколково. Дело не в том любят они нас или не любят... дело не в любви... все куда более банально, мы - не рынок сбыта... слишком маленькие
заметки на полях
НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ КАК