Перекупной переулок, №7

В Перекупном переулке под №7 стоит унылый серый дом. Здание, которое построил в 1901 г. гражданский инженер Георгий Павлович Хржонстовский, в плачевном состоянии: грязный потрескавшийся фасад, осыпавшаяся штукатурка, прогнившие трубы, тараканы и крысы в подвале. 

Вроде ничего необычного – в Петербурге таких домов пруд пруди. Развалится - не жалко, новый построят. С точки зрения архитектуры он не представляет никакой ценности. 

Но есть в истории этой пятиэтажки один светлый период – с конца 1915-го по начало 1918 г. здесь жил Марк Захарович Шагал - самый известный художник-авангардист XX столетия.

Он занимал квартиру №20. И мечтал вернуться обратно в Париж – город, который стал для него второй родиной. Петербург же никогда не был близок живописцу. 

Впервые в Северную столицу Марк приехал в 1906 г. 18-летний юноша только начал обучаться живописи, но уже был уверен в том, что прославится. 

Он покинул Витебск против воли родителей, с жалкими грошами в кармане, без связей и вида на жительство (евреи тогда могли селиться только в определённых городах – резервациях, для остальных мест надо было получать специальный документ). Он спешил заявить о себе всему миру. 

Марк выбрал одно из самых престижных учебных художественных заведений – и провалил вступительные экзамены. Это был сильный удар по самолюбию. 

Но юношу поддержали: отец достал временное разрешение, бывший учитель из Витебска Юдель Пэн пристроил на работу ретушёром, нашёлся меценат – адвокат Гольдберг. 

Это позволило продолжить учёбу – Шагал поступил в школу Императорского общества поощрения художеств под руководством Н. Рериха. Но самобытная манера письма, от которой самоуверенный упрямец не хотел отказываться, не нашла одобрения у многих преподавателей. 

Марк вернулся домой - этот период своей жизни он называл «потерянное время». 

Спустя несколько месяцев Шагал предпринял 2-ю попытку завоевать Петербург. В этот раз ему повезло больше – он сразу же поступил в художественную школу, где преподавал Лев Бакст. 

Учитель оценил картины молодого таланта и посоветовал уехать в Париж – с таким вольным взглядом на искусство в мировой столице живописи прославиться легче. Российская публика слишком скована в своём восприятии. 

В 1911 г. Шагал уехал. Уже через 3 года к нему пришла известность. Появились заказы, персональные выставки, деньги, а значит можно было возвращаться в родной Витебск, чтобы жениться на Берте – девушке, которую Марк любил. 

Её родители были против неравного брака: отдать дочь богатого ювелира за сына грузчика – безумие. Но дети настояли на своём – свадьба состоялась. 

Марк Шагал

А затем началась Первая мировая война. Границы закрыли, Шагал опять возвратился на Неву. Чтобы прокормить семью, он поступил на службу в военно-промышленный комитет – снова пустая трата драгоценного времени и сил. 

Потом были революция, руководство в созданной им художественной школе в Витебске, работа с беспризорниками в Москве и, наконец, в 1923 году долгожданная эмиграция во Францию. 

28 марта 2014 г. на фасаде здания была установлена памятная доска. 

Церемония открытия началась символично: покрывало с памятника неожиданно сорвал ветер. Пришедших, однако, это нисколько не смутило - наоборот, многие увидели в этом присущую художнику-авангардисту манеру - Шагал часто делал то, чего никто не ожидал. На мероприятии присутствовали писатель Даниил Гранин и генеральный консул Франции Тибо Фуррьер. 

Изначально идею установки доски выдвинули почитатели творчества художника из разных стран - Белоруссии, Израиля, Канады, России, США и Франции. Всю организационную работу по воплощению проекта взял на себя Фонд им. Дмитрия Лихачёва. 

Табличку планировалось открыть ещё в 2012 году, к 125-летию Шагала. Но согласовательные процедуры заняли длительное время, и сроки пришлось перенести. Нужно сказать, что теперешняя дата выбрана тоже не случайно: 28 марта - день смерти художника. 

Автором доски является художник-архитектор Вячеслав Бухаев, известный петербуржцам по Чижику-Пыжику на Фонтанке и памятнику Анне Ахматовой в саду Фонтанного дома. Материалом для доски послужил светлый мансуровский гранит. В плоскость плиты врезаны стеклянные округлые пластины разных цветов, которые создают композицию по мотивам произведений Шагала. 

На табличке не указывается отчество художника. Сначала чиновники утвердили написание русифицированного варианта «Захарович», но потом приняли во внимание, что в разные периоды деятельности у Шагала были разные отчества. В мировую же историю он вошел под именем Марк Шагал». 

Несколько лет жизни Марка Шагала прошли в Санкт-Петербурге - Петрограде. Это был период учёбы (1907-1910) и позже годы насыщенной творческой и общественной жизни (1915-1918). В Петербурге формировалась творческая личность художника, началась профессиональная карьера, пришло признание. В 1973 г. на склоне лет Марк Шагал вновь посетил город на Неве. В 1981-м он подарил серию эстампов Эрмитажу, где прошло несколько его выставок. 

В октябре 2012 г. Государственный Эрмитаж и Фонд имени Д. С. Лихачёва провели в Санкт-Петербурге мероприятия, посвящённые 125-летнему юбилею Марка Шагала. Тогда же планировалось установить мемориальную доску в Перекупном переулке, где художник жил вместе с молодой женой Беллой. К сожалению, тогда этого сделать не удалось. Понадобилось два с лишним года усилий, чтобы, наконец, вышло соответствующее постановление правительства Санкт-Петербурга. 

28 марта 2024 г.