ЛЕВЕНДАЛІВКА ЯК ДВИГУН ПРОГРЕСУ СІЛЬСЬКОГО ГОСПОДАРСТВА

Середина 19 століття відзначилася бурхливим розвитком інженерної думки в усьому світі. І Валківський повіт не був осторонь цих процесів. Ще на початку 1840-х років князь Сергій Олександрович Щербатов та граф Олексій Осипович Долон заснували у Левендалівці механічний завод. Підприємство виготовляло парові машини, які застосовувалися у сільському господарстві. Це були парові машини, молотилки та інші механічні пристрої. Застосування механізації дозволяло підвищити ефективність обробки землі та врожаїв.

Ось як пригадував поміщик Харківського повіту Іван Ващенко виставку у Харкові, на якій була представлена молотильна машина виробництва заводу з Левендалівки. Також він поділився досвідом користування цією машиною:

"В прошлом 1847 году в мае месяце из механического заведения князя Щербатова и графа Долона в город Харьков привезена была и поставлена близ Конной площади молотильная машина на 4 силы; без цилиндров, с маховым колесом, служащим передаточною силою. Машина эта показывалась ежедневно и мы были очевидцами быстроты и чистоты, с коими она вымолачивала всякого рода хлеб.

Вышесказанное заведение получило, сколько мне известно, более ста заказов во время Троицкой ярмарки, в числе заказавших был и я, побужденный к тому простотою механизма и дешевизною цены за оную; теперь заказы те исполнены, но мнения о машине многоразличны. Убедясь четырехмесячным опытом в пользе её и в возможности исправить недостатки самыми легкими средствами, спешу принести мою благодарность заведению и вместе с тем снабдить дворян, приобретших те машины, полезным советом, сделать в них следующие изменения.

Привезенная из заведения и установленная машина сначала действовала хорошо, но вскоре ремень, приводящий в движение маховое колесо и барабан, пришел в ветхость, частые починки останавливали молотьбу, а заменить оный новым таким же находил я невыгодным, ибо он себе обходится 25 рублей серебром, сверх того, от трения барабанный блок стерся и приходилось хоть вновь прибегнуть к молотникам.

Я заменил прежний ремень простою веревкою в коломази вываренною, с малою частью вару или смолы, и в 4 конца сшитою, а деревянный блок чугунным с венчиками и приблизил холостой блок к рабочему на расстояние одного вершка, от чего машина сделалась легче и с тех пор молотилка в ежедневном действии и без всяких поправок вымолачивает одними лошадьми 30 копен пшеницы в январские дни. Веревка требует быть смазана до тех пор, покуда совершенно впитает в себя смолу, и тогда от трения нисколько не повреждается.

Одним словом, по сделанному мною верному расчету, на наем молотников и продовольствие их, машина в два месяца совершенно выкупается и при постоянном за оною наблюдением хозяина легка, прочна, поспешна в молотьбе, и во всех отношениях удобна.

Не излишним считаю присовокупить для пользы нуждающихся в заказе чугунных досток или гребенов, под барабаном в Левендаловских молотилках находящихся, что виденные мною у купца Харьковского литейщика Федотова, вылиты по моделям неправильным, с высокими бортами, от чего молотьба нечиста и барабан легко может побить оные; заказанным же мною по модели, снятой с Левендаловской на литейном Левендаловском же заводе через Комиссионера Сухорукова в Харькове, оказались совершенно удовлетворительными.

Цена за Федотовские 30 копеек за фунт. На Левендаловском заводе, те же самые по 15 копеек отливаются.".

На малюнку: парова молотильна машина у дії.