"Только сплетня, одна сплетня и спасает валковское общество от одуряющей скуки и однообразия жизни. Впрочем, недавно наше общество очнулось от своего летаргического сна по следующему случаю. В Валках появились две девушки и, к ужасу всех жителей, открыли в городе публичную библиотеку. Чтобы достигнуть этого, девушкам хлопот было не мало: пущена была в ход наследственная библиотечка; куплены на последние деньги новые книги и выписаны журналы и газеты. Когда все было готово, учредительницы библиотеки объявили валковскому обществу, что-де пожалуйте к нам, берите книжки, читайте сколько душе угодно и просвещайтесь. Но валковцы гораздо раньше об этом проведали, через городских кумушек, и пришли в неописанное удивление и ужас. Не пойдем в библиотеку, решили почтенные граждане, и действительно валковцы не посрамили себя и с мужеством, достойным воинственных своих предков, отстояли неприкосновенность своего невежества: они решили не брать из библиотеки ни одной книжки и никому туда не ходить. Решили и исполнили.
Между тем учредительницы ждут пробуждения, ждут они месяц – никто не является, ждут другой – никого; ждут ещё месяц – хоть бы один кто из валковцев зашёл в библиотеку – ни души.
В ожидании читателей прошло несколько месяцев и все напрасно: кроме троих подписчиков-друзей не заглянул ни один валковец. А расходы по содержанию библиотеки шли своим чередом...
И увидали, наконец, горячие головы, что ничего им не остаётся делать, как только закрыть свою библиотеку и вместе с тем от души посоветовать каждой горячей голове, мечтающей об общеполезном деле, не открывать в Валках никакой библиотеки и не тревожить напрасно умы валковских жителей. И вот, в начале текущего месяца валковская библиотека закрылась, и с жителей, точно гора какая свалилась: опять все успокоились, опять зажили каждый по своему и опять настал невозмутительный мир, скука и тоска, тоска безъисходная."
Харьковские губернские ведомости. 20-го сентября 1869 года.