«И пожаловалась травка волшебнице: «Смеются надо мной мои сестры за то, что нет у меня ни серебристого наряда, ни крупных красивых цветков и вообще я мало заметна в траве, едва поднимаюсь от земли. Да и лепестков в цветке у меня четыре, а все мои сестры имеют по пять». «Не печалься, - ответила волшебница скромной травке, - хотя вид твой неказист, а тоненький стебелек малозаметен в траве, только тебя будут искать люди за ту великую пользу, которую ты им будешь приносить". Внимательный читатель уже конечно заметил, что в оглавлении и в тексте не используется правильное название этого растения: лапчатка прямостоячая и сделано это намеренно, поскольку название калган наиболее узнаваемое. Калган – одно из народных, наиболее распространенных названий, растения лапчатки прямостоячей. Научное название - Potentilla ereсta L. Встречаются и другие, народные названия – узик, дубровка, завязный корень, могущник, шептуха, курзельц, дикий калган, завязник, пупная трава, поносная трава, гайтарма - азер., ахпат - арм., марцкхва-балахи - груз.
По популярности в народном искусстве приготовления домашних напитков лапчатка прямостоячая занимает 20 место среди прочих 150 растений.
«В одно утро в Петербурге, в великолепной приемной знаменитого того времени вельможи, занимавшего одну из важных должностей в государстве, собралось множество просителей. Все ожидали выхода вельможи, долго сидели, и, наконец, вышел секретарь его и объявил, что его сиятельство чувствует себя нездоровее против обыкновенного, и потому сам никого нынче не может принять, а велел узнать ему, что кому надобно.
- Ну что, Абрам Ильич, как его сиятельство? Поправляется ли хоть сколько-нибудь в здоровье? - спрашивал кто-то.
- Какой поправляется, Василий Петрович, все больше слабеет и сохнет, почти ничего не кушает. Я сейчас подавал его сиятельству кофе, так слышал, как доктор Карл Карпыч говорил ему, что, вишь, здесь нельзя его вылечить никакими средствами, а надо непременно ему ехать лечиться в Италию; там, говорит, может быть и поправится.
Не прошло и полчаса времени, как секретарь вышел опять в приемную и потребовал нашего чиновника, против ожидания его, в кабинет к вельможе. Невольный трепет пробежал по всему телу чиновника при мысли явиться пред лицом такого могущественного человека.
В большом кресле полусидел-полулежал старик вельможа, одетый в соболий тулупчик, крытый зеленым венецианским бархатом, с золотыми шнурками. Вельможа исхудалою рукой подозвал чиновника к себе поближе и сделал ему несколько вопросов. Приказав ему, как поступить в решении дела, вельможа слабо проговорил ему: «Ступай!»
- Ваше сиятельство изволит быть больным; говорят, что доктора не помогают вам. Я бы взялся вылечить ваше сиятельство.
- Разве ты еще доктор?
- Не доктор, ваше сиятельство.
- Ты слушай хорошенько: я спрашиваю не о том, как зовут твоего лекаря-мужика, а чем он лечил тебя.
- Ерофеичем, ваше сиятельство.
- Даты оглох, что ли? – гневно спросил вельможа. – Да я как живу на свете, не видывал, чтобы какой-нибудь лекарь лечил больного человека человеком же. Правда, я недавно слышал, что за границей кто-то придумал лечить больных прикосновением человека, будто бы наделенного от природы какой-то необыкновенной силой. Но то немцы…
- Этот, ваше сиятельство, ерофеич, смею доложить вашему сиятельству, на пеннике настойка из каких-то трав. Лекарь велит его больным пить по рюмке несколько раз в день. Зовут его Ерофей Ерофеич, так по нем назвали и напиток его ерофеичем.
Вельможа спросил:
- Долго ли ты лечился ерофеичем?
- Почти год лечился им от болезни, а теперь по приказу Ерофеича пью его для здоровья перед обедом и ужином, чтоб лучше болезнь никакая не приставала.
- Отправляйся же сию минуту домой и доставь мне для рассмотрения полштофа ерофеича и набор его.
Решив лечиться ерофеичем, могущественный вельможа хотел, чтобы его лечил сам Ерофеич, и потому на другой же день был послан слуга от вельможи на тройке переменных за русским мужиком, Ерофей Ерофеичем, знаменитым изобретателем ерофеича.
Через восемь суток северная столица узрела в стенах своих этого известного земле русской человека. Как только переоделся Ерофеич в захваченный им с собой наряд свой, решинский армяк, который подпоясал красным кумачным кушаком, и надел сапоги, подбитые большими гвоздями, то тотчас же явился в кабинет вельможи.
Больной могущественный вельможа обласкал Ерофеича, рассказал ему болезнь свою и, наконец, спросил, может ли он помочь ему своим ерофеичем.
Выслушав вельможу и пристально посмотрев на него, Ерофеич решительно объявил, что вылечит его ерофеичем.
Употребляя четыре раза в день по рюмке ерофеича, вельможа, бросивший все лекарства, начал чувствовать себя день ото дня все лучше и лучше, и через месяц он так много поправил здоровье, что молва о чудесном целебном ерофеиче пошла по всему петербургскому обществу. Некоторые и другие вельможи стали приглашать к себе Ерофеича и с успехом лечились у него ерофеичем. Разумеется, что бравшие набор у Ерофеича щедро вознаграждали его; когда же, по прошествии с небольшим полугода, могущественный вельможа сделался совершенно здоров и начал полнеть, то ерофеич уже прославился не только по всему Петербургу, но ив высшем свете Москвы.
Но во всех домах, где введен был ерофеич в лекарство, то и дело начали делаться больными слуги. И управляющий начинал Ваську да Петрушку лечить ерофеичем. Они как-то не скоро поправлялись. Не успевали они еще совсем выздороветь, как занемогали Ванька да Фомка, а там и Ларивошка да Тимошка и другие прочие, и всех их лечили ерофеичем. Только что выздоравливают новые больные, смотришь – занемогают опять прежние. Одним словом, все слуги то выздоравливают, то занемогают… И начали лечить их «зеленой кашей» (т.е. розгами). И диковинное дело: эпидемическая болезнь слуг тот час у них прекратилась.
Сделавшись здоров с ерофеича, могущественный вельможа щедро наградил его изобретателя и даже хотел вывести его в купцы. Но ерофеич не пожелал этого, говоря, что он родился мужиком и умереть хочет мужиком.
Надо ли говорить, что могущественный вельможа, выздоровев от ерофеича, не только запомнил, но даже полюбил нашего знакомца. И поместил его в такую должность, которая открыла ему широкую и быструю карьеру. В великолепном кабинете его находился до самой смерти портрет Ерофея Ерофеича в богатой золотой раме. Разумеется, если бы Ерофеич был не мужик, то, по тогдашнему вкусу, живописец непременно изобразил бы его в греческой хламиде Эскулапа. Но благодаря тому, что Ерофеич был мужик, живописец срисовал его просто, не забыв поместить пред ним штоф ерофеича и рюмку».
Вот такая красивая история появления и распространения в народе хрестоматийно известной настойки с поэтичным названием «Ерофеич». И появилась пословица - «Ничто нипочем: был бы Ерофеич с калачом.» В.И. Даль. Не ради праздного любопытства приведена в повествовании о калгане эта историю. Дело в том, что калган является одним из основных компонентов «Ерофеичей». Давайте просмотрим хорошо известные рецепты «Ерофеичей», чтобы убедиться, что главенствующую роль в них играет именно калган. Хотя с другой стороны авторы и не ручается за то, что именно этими «Ерофеичами» пользовал больных Ерофей Ерофеич.
ЕРОФЕИЧ
Взять 100г калгана, по 30г полыни, корня горицвета, ромашки, можжевеловых ягод, корня пиона. Все искрошить, залить 12,3л водки, настоять и процедить.
ЕРОФЕИЧ
Взять 60г золототысячника, донника, чабреца, почечной травы. Прибавить 102г калгана, по 34,4г шалфея, чернобыльника, укропа, аниса, полыни, можжевеловых ягод, ромашки. Все это смешать и, залив 6,2л водки, дать настояться 10-12 суток, после чего процедить.
ЕРОФЕИЧ
Взять 100г калгана, по 60г донника, зверобоя, золототысячника, мяты, чабреца. Все искрошить, залить 12,3л водки, настоять и процедить.
ЕРОФЕИЧ
Взять 100г калгана, по 30г трилистника, шалфея, полыни, укропа, аниса. Все искрошить, залить 12,3л водки, настоять и процедить.
ЕРОФЕИЧ
На ведро (12,3л) водки засыпают по 40г имбиря, калгана, шалфея, мяты, аниса, и настаивают 12 дней в теплом месте, после чего отфильтровывают.
ЕРОФЕИЧ
На ведро (12,3л) водки засыпают по 40г имбиря, калгана, шалфея, мяты, аниса, и настаивают 12 дней в теплом месте, после чего отфильтровывают.
Знакомство автора с калганом началось с привезенных друзьями с Кольского полуострова, из района Кандалакши, причудливой формы корешков, где жила их бабушка по отчеству Фокеевна. По рассказам друзей, она издавна и всегда имела у себя калгановую настоечку, постоянно принимала ее сама и при случаях болезни живота вылечивала калгановкой, когда «медички не помогали таблетками».
Спустя несколько лет автор и сам познакомился с местами произрастания и приметами лапчатки прямостоячей.
Очень трудно первый раз найти растение, особенно осенью в пожухлой и полеглой траве, прикрытой сентябрьским или октябрьским листопадом, когда приходит время сбора урожая целебных корней.
Вот что написал об этом растении поэт Михаил Троицкий:
«Калган — растение простое,О нем поэты не поют,
Его, на перекрестке стоя,
Букетами не продают...
...Забыт, а нам какое дело —
Хвалу калгану вознесу.
Я этот корень почернелый
Ножом выкапывал в лесу.
В местах, исхоженных заранее
В траве колючей и густой,
У пней корявых на поляне
Мелькает крестик золотой.
И вьется стебель невысокий,
Чуть перехваченный листом,
Уходит вглубь.
И что за соки
Таятся в корешке простом»!
Только опытный глаз сразу находит заветные краснеющие листья, действительно напоминающие птичью лапу, отсюда и названия «курзелье», «куричьи ножки». Начинающему капельмейстеру-ботанику охоту за калганом следует начинать летом, во время цветения, по следующим приметам. Стебли у растения прямостоячие или приподнимающиеся, тонкие, около 1 миллиметра в диаметре, кверху ветвистые. Стеблевые листья сидячие, тройчатые с двумя крупными прилистниками, поэтому кажутся пятипальчатыми. Цветки мелкие, одиночные, на тоненьких цветоножках - четыре ярко-желтых лепестка, с красным пятнышком у основания. Произрастает лапчатка в изреженных хвойных и хвойно-мелколиственных лесах, по лесным полянам и опушкам, по сырым и суходольным лугам вдоль речек на европейской части и широкого распространения достигает на северо-западе, а к востоку выклинивается в Западной Сибири.
Приметив летом место произрастания, собирайтесь в конце сентября в начале октября на то место и вы безошибочно по уже известным приметам найдете каган. Теперь только остается выкопать корневища, которые имеют многоглавый, клубневидный или цилиндрический, чаще бесформенный вид, красно-бурого цвета с множеством тонких придаточных корней. Корни тяжелые, плотные, плохо режутся. Вес корневищ самый различный: бывают небольшие - 5 – 20 грамм, но и встречаются экземпляры-богатыри в 100 и более грамм. Авторам доводилось иметь дело с корневищем весом более 400 грамм.
Корневища затем очищают от мелких корней и земли, тщательно отмывают, крупные корни режут на более мелкие кусочки и сушат. Корни содержат до 30% дубильных веществ и это больше чем в коре дуба. Следует предупредить, что заготовка калгана очень и очень трудоемкая операция, но, поверьте, калган стоит того, чтобы вложить в его поиски и обработку немалый труд и получить в результате прекрасный напиток «Ерофеич» или что-то другое.
Готовят обычную калгановую настойку так. На 3 литра 40о спиртовой основы настойки положить высушенные корни растений, примерно 25г. Через неделю корень вынуть и порезать на мелкие кусочки, которые положить обратно в настойку и настаивать ещё 2-3 недели. Можно пойти другим путем: предварительно подготовить душистую воду. Для чего взять примерно 2 литра кипяченой воды и залить ею 4-6 сушеного корней калгана и настоять дня два, затем поставить на огонь, довести до кипения. Настоять еще около суток, затем снова поставить на огонь, довести до кипения, дать остынуть до комнатной температуры, профильтровать и влить в спирт, доведя до крепости 40о. Настаивать еще дней пять. В случае необходимости при розливе профильтровать. А необходимость такая может возникнуть – опыт он и есть опыт. Как-то, при случае, по просьбе хоть немного облагородить якобы очень хороший спирт, пришло в голову разбавить тот спирт душистой калгановой водой. И каково же было удивление – вместо приятного цвета, в толще напитка появились бурые хлопья. Напиток, конечно, пришлось отфильтровать. Однако это явление сильно огорчило, но, в то же время и озадачило.
С тех пор прошло достаточно времени и, вдруг, опять такое же явление – в толще напитка хлопья. Где отгадка, в чем дело? И тут озарение, ведь только что нарушен был технологический регламент – часть хвоста не была отсечена, и спирт оказался с повышенным содержанием сивушных масел, которые в соединении с калгановой душистой водой свернулись, что и привело к появлению бурых хлопьев, и очищению напитка. Вот такая неожиданная способность открылась в калгане: индикатор наличия сивушных масел и хороший их адсорбент.