Религиозная политика самодержавия

Мусульманское образование в Казахстане.

После принятия ислама казахами, они исповедовали ислам суннитского направления. С увеличением численности переселенцев на территории Казахстана царское правительство стало проводить политику ущемления прав мусульман и христианизации казахского населения, что встретило активное противодействие со стороны местного населения.

На территории Казахстана еще в средневековье в каждом казахском ауле функционировали мусульманские мектебы. К началу XIX века в мусульманских мектебах образование основывалось на изучении «Шаригат ул-иман» – правил мусульманской религией и «Аптиек» – 111 часть Корана. Почти во всех аулах действовали мектебы, в которых воспитывались и получали образование дети в возрасте от 8 до 20 лет. После окончания мусульманских мектебов состоятельные родители направляли детей для продолжения образования в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Обучение в этих учебных заведениях велось на арабском языке. Воспитанники изучали средневековую арабскую философию, историю, географию, математику, языки и ряд других наук.

В XIX веке, несмотря на противодействия царизма, мусульманские мектебы и медресе сыграли большую роль в обучении и воспитании молодежи. Большое внимание в учебных заведениях уделялось воспитанию морально-нравственных качеств и человечности воспитанников. Активное противодействие царского правительства получению образования в мектебах и медресе было одним из проявлений борьбы против распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане.

Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России.

В 1785 г. был издан указ Екатерины II о праве иноверцев совершать без препятствий свои обряды. Официальные органы на территории Казахстана дали возможность мусульманам совершать обряды ислама. Но начиная с первых десятилетий XIX в. мусульманское духовенство в Российской империи было подчинено правительственным органам. Непосредственным руководителем мусульман, попавших под власть Российской империи было Оренбургское духовное собрание с муфтием во главе. Таким образом, осуществлялось бдительное наблюдение за благонадежностью подданных империи или прибывших в ее пределы. Жизнь и деятельность каждого муллы очень строго регламентировалась: они не имели права пользоваться религиозной литературой вне официально разрешенной и печатаемой только в России. Почти на всем протяжении XIX века они приписывались в городах к сословию мещан, что само подчеркивало их второстепенное положение в обществе. Выполнение хаджа разрешалось только при получении соответствующего билета на поездку, т. е. более широкого документа по месту жительства, чем паспорт. В целях упрочения своей власти царизм назначал в большинстве своем муллами только татар, притом в большей части малограмотных, это было удобно для режима.

Политика правительства вместе с тем была направлена на внедрение христианства в среде казахов. В 1808 г. был издан указ императора Александра I о возможности покупки детей казахов и их содержания в семьях до 25-летнего возраста. Эта политика получила широкое распространение в приграничных районах, т.е. в тех районах, куда простиралась власть режима. Как правило, казахские дети продавались на Ирбитской ярмарке и приносили немалый доход. М. Сперанский, губернатор Сибири и создатель “Устава о сибирских киргизах”, писал, что сбываемые дети, это в основном дети, похищенные с барымтою, покупались оптом или выменивались на товар до 25 рублей на лето, при этом имели следующую цену: от 2 до 7 лет 40-80 рублей, от 7 до 12 лет 80-120 рублей, старше 12 лет 120-160 рублей. Он замечал, что очень редки продажи детей добровольно, и поэтому царизмом в 1828 г. было определено взять на воспитание и услужение азиатских детей, вывозимых на линию и бросаемых. Как раз из этого контингента детей принимали в христианство. Был и другой контингент, принявших христианство: мужчины, задавленные безысходностью своего тяжелого положения, и женщины, бежавшие от своих мужей. Многих мужчин, принявших христианство, причисляли к казакам, они должны были нести военную службу. За ними сохранялись льготы, как за принявшими христианство, их приписывали к общине. В целом христианство в казахской среде приживалось плохо. И в 1864 г. встал вопрос об открытии духовной миссии в Петропавловске, но эта миссия, как и другие, были открыты значительно позже, когда в самой России стали приживаться идеи христианизации в основном в период правления Александра III.

В 1867 году появился документ под названием «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» Оренбургского губернатора Крыжановского, который стал проявлением административного давления и привел к ограничению исламских школ.

26 марта 1870 года было принято специальное положение о развитии грамотности среди населения. Вводилось обязательное преподавание русского языка в мектебах при мечетях.

Чтобы такие учебные заведения имели законный характер, для открытия школ при мечетях представителям мусульманского духовенства необходимо получить специальное разрешение от уездного правления.

В мусульманских учебных заведениях, которые действовали на территории Казахстана, наряду с религиозным содержанием обучения изучались и «гражданские предметы». В крупных медресе – высших исламских учебных заведениях изучались следующие предметы:

фараиз – закон о наследовании и разделе имущества;

усул-фиких – исследование мусульманских законов;

хикмет – энциклопедия исторических, философских и естественных наук;

наху – грамматика арабского языка;

акаид – догматика;

монтик – логика;

арифметика, русский язык и др.

Таким образом, мусульманское образование в Казахстане было нацелено на подготовку мусульманского духовенства, которое проводило бы политику царизма в Казахстане. Мусульманские учебные заведения давали возможность получения знаний как религиозного, так и общеобразовательного содержания. Царское правительство проводило на территории Казахстана политику ослабления ислама и распространения христианства. Казахам запрещалось получать образование в странах Востока, например, в Турции. Деятельность мулл находилась под контролем царизма. Все религиозные дела в Казахстане с 1867-1868 года были подчинены министру внутренних дел: каждая волость могла иметь одного муллу, который утверждался и увольнялся военным губернатором. Теперь построить мечеть можно было только с официального разрешения царских властей. Мечети и школы при них содержались за счет казахского общества. Категорически запрещались вакуфы.

Религиозные обряды и верования казахов.

Вместе с исламской религией у казахов бытовали домусульманские верования: они верили в дух предков, почитали святых, например, Ходжу Ахмета Яссауи. Сохранилось обращение к древнетюркскому богу Тенгри со словами «Танир жарылгасын!» («Пусть поможет Танир!»). Особое место в жизни кочевников принадлежало баксы (шаманам).

Большое значение в традиционном казахском обществе отводилось обрядам, связанным с похоронами и поминками. Например, ас имел большое социальное и культурное значение: здесь казахи решали важнейшие политические, хозяйственные и социальные вопросы, читали поминальные молитвы, организовывали спортивные игры и состязания: скачки лошадей, соревнования борцов и силачей, стрельбу из лука с солидным призовым фондом. Во время асы проводились состязания акынов - айтысы. Богатые люди могли позволить себе пышные, обильные асы. В истории известны асы Абылай хана, Сагыная, Оскенбая (отца Кунанбая) и Сапак бия.

Таким образом, казахское население сохраняло свои исконные традиции и обряды, передавая их из поколения в поколение, воспитывая уважение к своим предкам и историческому прошлому своего народа.