Журналист Анита Ильмаст. Опубликовано 9 марта 2014. Информационное агентство «Росбалт».
— Расскажи о своих творческих корнях
— Мои родители — художники, поэтому изначально я знала, что творческий путь — это мой путь, и других вариантов быть не может. Но художники для меня всегда были не совсем понятны, видимо, я мыслю иными категориями, воспринимаю мир не визуально, а образами и ассоциациями, которые хочется изобразить словами... Все началось с любви к слову и к музыке: Высоцкий, "Кино", "Аквариум", «Алиса», Башлачев - все как положено. Я даже пыталась петь, но не смогла побороть стеснение. Поэтому часто утверждала, что девушка в рок-н-ролле — это не круто! Начала писать стихи, к 20 годам их набралось на целый сборник. Решила, что я поэт.
— О чем ты пишешь?
— Если кратко, то только о любви. О людях и о любви к ним, так точнее. Есть две вечных темы - любовь и смерть, да? Но смерть — это, в общем-то, не очень мое. Хотя... Есть у меня такая «крылатая» строфа:
Я боюсь твоей смерти, как любви без ответа.
Потому что те, кого я люблю, покидают планету.
Бог ревнует меня к людям, а людей — ко мне.
А я не ревную, я намного умней.
Это несерьезное стихотворение. Я не сильно серьезный автор! Политики, например, я не касаюсь в своем творчестве.
— На твой взгляд искусство и политика не совместимы?
— Они вполне совместимы, просто политика гораздо меньше искусства. Искусство - более универсальный инструмент, его можно привнести куда угодно. Им можно сделать все: политику, бизнес, строительство, разрушение - и это будет прекрасно. Но никогда наоборот, в обратную сторону механизм не работает. Политика, привнесенная в искусство, разрушает его. Неизбежно.
Конечно, у каждого человека должна быть гражданская позиция. Выражать ее он может сообразно своим способностям и возможностям, через все сферы деятельности, в том числе и через искусство.
Спасибо поэту Леониду Лютвинскому за то, что моя гражданская правда, наконец, приняла вполне определенную форму. Сейчас мы готовим проект, в котором хотим объединить сочинения о войне, написанные поколениями, не принимавшими в ней участие. Объединить людей, которым дорога эта память. Среди наших современников есть талантливые авторы, создающие произведения, полные жизни и смысла, посвященные великим событиям в истории нашего отечества. Мы должны продолжать... Связь времен - это нужно!
— Как ты относишься к современному искусству?
— Художники должны нести в мир ту красоту, которая живет в них, потому что если в них нет ни красоты, ни бога, то никакие они не художники. Они могут свои больные фантазии проецировать на бумагу или на экран, но это уничтожает жизнь. При этом форма может быть любой, например, максимально авангардной... Но если содержание несет в себе свет - не обязательно позитив, это может быть и трагедия, - если душа зрителя при этом испытывает боль очищения, или тихую радость, или восторг, иначе говоря, если она трансформируется, улучшает себя - такой авангард вполне себе может быть.
— Что такое «Соборище» и зачем оно?
— Это альтернативный творческий союз одиночек. Все художники, в широком смысле этого слова, по сути своей – одиночки. Им бывает очень сложно находиться в контакте с человечеством и заниматься в то же время творчеством. На момент создания произведения искусства им требуются уединение, тишина, некий вакуум. Но когда произведение уже готово, обязательно нужна обратная связь - глаза, уши, внимание, тепло. И не только обычных зрителей, но и “коллег по цеху" - творческих единомышленников. Наше "Соборище" можно сравнить с клубом по интересам: собираются художники, поэты, музыканты и показывают свои новинки, или то, что для них важно именно сегодня - и, показав, они получают добрую реакцию. Часто в результате подобных встреч появляются творческие дуэты, трио, компании, в общем, новые художественные сообщества. На "Соборище" люди просто собираются вместе, это не тусовка, мы так и говорим: "Хватит тусоваться, давайте собираться!"
— Существует ли какой-то отбор?
— Он происходит естественным путем. Люди приходят на "Соборище" и остаются с нами навсегда, становятся постоянными участниками наших безумств. Потому что они попадают в свою атмосферу. А если нет, то они исчезают, что происходит крайне редко.
— Твоя первая книга называется «Театр Романа Виктюка. Из точки в вечность». Чем был обоснован выбор героя?
— Я шутливо называю себя самым древним зрителем театра Романа Виктюка. Если я влюбляюсь, то это у меня на всю жизнь. Неизлечимая болезнь! Вот я влюбилась... И мне захотелось приблизиться к Роману Виктюку, прикоснуться к нему, понять, действительно ли мы из одного клубка. Я решила опросить всех, кто хоть как-то был причастен к его жизни. В результате в книгу, помимо авторского текста, вошли стихи и фотографии актеров театра, поклонниц, цитаты из классиков, комбинированные интервью. Мне часто пишут добрые слова новые почитатели театра и благодарят за эту книгу. Это очень приятно! Суть в том, что мне хотелось этой работой признаться Виктюку в любви, сказать, как много он для меня значит, как он нужен мне. В этом смысле книжка на 100% себя оправдала. В ней есть все: главный герой представлен с разных сторон, в том числе, и не с самой приятной. Виктюк узнал себя в моем «портрете», он мне написал: «Спасибо за мое «Я».
— О чем твоя новая книга “Соборище»?
— В общем, это не совсем моя книга — это моя коллекция! Одна из моих мечт! Мне давно хотелось собрать под одной обложкой самых-самых любимых авторов, самых важных для меня героев. И вот появился сборник "Соборище. Авангард и андеграунд современной литературы".
— Как ты определяешь, что является авангардом, а что - андеграундом?
— Авангард - это то, что впереди. Андеграунд — то, что глубоко. Стихи, собранные в этой книге опережают время, поколение и язык, на котором говорит это поколение. Опережают и в стилистике, и в уровне высказывания, и в неистовости художественного порыва. Это стихи, способные остаться в вечности... И они пришли к нам точно-точно из самых потаенных глубин авторской искренности.
— Сейчас они будут понятны?
— Думаю, не все и не всем. И это плюс! В стихах некоторых поэтов, например, Василия К. и Дмиртия Панова столько пластов и смыслов, что даже подготовленному читателю будет сложно в них разобраться. Взять хотя бы поэзию Башлачева - многие ее любят, но далеко не все понимают. Это энергетический поток. Понимал ли сам Башлачев до конца то, о чем он писал?
В книге «Соборище» 17 авторов, вместе со мной. Среди них есть петербуржцы и москвичи. Есть еще Маргарита Крымская, которая живет в Австралии. Музыканты, актеры, чистые поэты. Одна из важных составляющих нашей книги - стихи Дмитрия Бозина и Александра Дзюбы (ведущих актеров Театра Романа Виктюка) - и, конечно, Леонида Лютвинского, Мсье легендарных «Служанок». И дело не в том, что Насте никак не избавиться от очарования любимого театра — здесь речь идет о созвучии и родственном понимании красоты.
Как говорит один из авторов книги, поэт Артем Тылик, сейчас в искусстве наступило время личности, которая производит неизгладимое впечатление.
— Какими качествами нужно обладать в наше время, чтобы зацепить зрителя?
— Универсального рецепта, конечно, нет. Но мне кажется, что интересные люди искренни. Если ты способен на то, чтобы тратить свое сердце, если ты понимаешь, чего ты хочешь, не только мечтаешь, но и делаешь, — это сила характера. Думаю, божий дар, сила и искренность — это те составляющие, которыми нужно обладать, чтобы привлечь зрителя и состояться в наше время.
Однако иногда приходится буквально «натягивать» на себя те качества, которыми не обладаешь, но они нужны для достижения результата. Мне, например, очень сложно быть жесткой и настойчивой в делах. Но так как я занимаюсь менеджментом и пиаром, я должна включиться в игру и вести себя так, как будто для меня это органично. Многие считают, что мне очень идет моя социальная маска.
— Что для тебя ценнее — личное творчество или менеджмент?
— Я несколько раз в своей жизни пыталась откреститься от менеджмента и уйти исключительно в свое творчество. Но у меня на лбу написано: «Помощь». Одаренная творческая личность всегда стояла для меня на первом месте. Со временем я, конечно, поняла, что не все можно «оправдать творчеством». Более серьезным достоинством для меня стала сердечная доброта, а не талант. Однако, если я встречаю человека, в котором в достатке и того, и другого, я стопроцентно в него включаюсь.
Я вернулась в менеджмент несколько месяцев назад, потому что в мою жизнь вернулся певец, артист, участник команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта» Виталий Гасаев. Вот это точно поцелованный Богом герой! Потрясающий голос и огромное доброе сердце.
Но, надеюсь, это не уведет меня далеко от собственного творчества — вот-вот выйдет еще одна моя книжка под названием «Золото из грязи. Уроки маркиза де Сада». Часто мое сотрудничество с творческими людьми приводит к тому, что я пишу о них стихи. Это очень романтично.
— Ты приехала в Петербург из Калининграда. Что привело сюда?
— Я завишу от энергетики, я ее остро чувствую. Даже учитывая то, что в Калининграде живут мои родители, которые, к счастью, переехали к морю, я не люблю этот город. Это энергетическое болото... Я уехала оттуда в 17 лет, как только окончила школу. Питер — это одна из моих главных страстей. Я никогда никуда не уеду из этого города, потому что я люблю его страстно. Я помню, как когда-то давно шла по Рубинштейна, и я поклялась, что обязательно пригожусь Питеру. И каждый раз, когда мне удается взять удачное интервью, написать приличный текст, организовать концерт, я чувствую реакцию города, его благодарность. И до сих пор, спустя много лет, очень трепетно отношусь к моему городу. Я по-прежнему в него влюблена.