Подсолнуховые деревья

В темпусцене бамбук и подсолнухи составили подавляющее большинство древовидных растений, формируя фундамент огромных лесных сообществ. Как правило, бамбук процветает там, где условия влажные, а подсолнухи более терпимы к более сухому климату, хотя и частично пересекаются. За несколькими заметными исключениями, большинство существующих бамбуков примитивны, образуя огромные скопления, которые наиболее эффективно размножаются с помощью раскидистых побегов. Однако, серинские подсолнухи к 25 млн лет ПЗ сильно изменились, зачастую, довольно примечательным образом. 

Там, где осадков недостаточно для роста бамбуковых зарослей, но больше, чем необходимо для степных трав, растёт подсолнуховый лес. В отличие от монокультурных экосистем очень молодой Серины, нынешний подсолнуховый лес представляет собой уникальную, сбалансированную экосистему, включающую множество видов и организмов, которая значительно различается по всему миру. Однако, все они основанны на высоких широколиственных цветковых растениях, которые образуют их кроны — гигантских, ветвящихся подсолнухах, которые живут много лет и наращивают свои ветвящиеся стебли целлюлозой, в конечном итоге образуя древесный ствол и достигая больших высот. Подсолнуховые деревья представляют собой полифилетическую группу, происходящую от многих различных предков, которые схожи по внешнему виду в ответ на одно и то же состояние окружающей среды; например, тропические и умеренные виды не связаны между собой, как и большинство видов пустынь и тропических лесов. Действительно, по крайней мере, четыре линии подсолнечника независимо друг от друга развили древовидную привычку роста, выживая в течение нескольких лет, не умирая полностью и год за годом наращивая свой старый рост, но внешне все они очень похожи, ведь обладают древесными стволами, которые ветвятся вверх на множество более мелких растущих побегов. Листья широкие, плоские и, как правило, питательные для травоядных, либо волосистые, как у предкового подсолнечника, либо гладкие, в зависимости от вида. Все деревья подсолнечника имеют более короткую продолжительность жизни, чем большинство древесных деревьев Земли, от десяти до двадцати лет, но из-за быстрых темпов роста этого вполне достаточно для достижения размеров 18 метров в высоту или более. Подсолнуховые деревья размножаются семенами, которые следуют за часто очень яркими и эффектными цветами – иногда всё ещё веселыми и жёлтыми, а иногда совершенно отличными от своих предков - которые опыляются жуками и медоносными муравьями, а некоторые деревья с невзрачными цветами без заметных лепестков — ветром.

Так же, как и у современного подсолнечника, семена подсолнуховых деревьев чрезвычайно питательны и желанны для птиц. В умеренном климате выживание молодых птиц в их первую зиму может полностью зависеть от успеха посева семян в этом году. Если деревья не дают больших урожаев осенью, молодняк не может откормиться настолько, чтобы пережить миграцию и голодает. Стаи миллионов, а нередко и миллиардов певчих птиц, питающиеся семенами, при обильном урожае собираются на ветвях так густо, что они безвольно висят под их общим весом. В тропиках подсолнуховые деревья эквивалентны инжиру Земли - где-то почти всегда происходит одно плодоношение, всегда обеспечивающее надёжный источник пищи для животных джунглей независимо от времени года. Поскольку подсолнухи быстро растут, они являются одними из первых растений, колонизирующих расчищенную землю после пожара, но отдельные деревья чрезвычайно восприимчивы к пламени и быстро сгорают, их сок легко воспламеняется, а их лёгкая пробковая древесина чрезвычайно горюча. Длительный лесной пожар может полностью уничтожить обширные участки подсолнухового леса, горя достаточно сильно, чтобы полностью обратить стволы деревьев в пепел и оставить после себя чуть больше, чем поле древесного угля, и часто подпитывается сухими листьями, опавшими цветами и мёртвыми ветвями, которые, как правило, накапливаются под лесом в сухих условиях, в которых они процветают. Однако всего через несколько месяцев полностью обугленный лес, который кажется безнадёжно уничтоженным, обернётся ярко-зелёным садом, поскольку деревья вернутся в виде побегов, посылаемых корнями дерева, и семян, зарытых в почву. Леса, как правило, полностью сгорают, по крайней мере, раз в два десятилетия и восстанавливаются, а это означает, что немногие когда-либо действительно достигают своей потенциальной естественной продолжительности жизни или размеров, но невероятные темпы роста и зрелость компенсируют это. Подсолнуховое дерево может легко вырасти до четырёх метров в высоту, а затем обильно цвести в первый год - преимущество развития из ежегодно растущего придорожного полевого цветка - это означает, что даже самого короткого сезона обычно достаточно, чтобы завершить поколение. Однако, если дереву удаётся вырасти до своих полных пятнадцати или восемнадцати метров в высоту, то это действительно внушительное зрелище. Одно дерево может быть покрыто десятью тысячами цветков, привлекая миллионы опылителей за две-три недели, прежде чем оно потеряет свои лепестки и снова станет необычным зеленым деревом до конца года. Земляные гуси тщательно обгладывают питательные зелёные побеги и листья.

Подлесок подсолнечного леса обычно представляет собой лоскутное одеяло из более мелких кустарников, клевера, низкорослых папоротниковидных трав, которые распространяются по тенистой почве, и периодических полян, где полевые цветы растут на густых коврах из опавших листьев. К числу наиболее удачных лесных кустарников относятся долгоживущие, колючие потомки одуванчиков, которые растут на несколько метров над землёй на приподнятых деревянистых стеблях. Они процветают в тени, но их цветы поклоняются солнцу. Они периодически посылают вверх гигантские, похожие на усики цветоносы через полог и на открытый воздух на высоте до пяти метров, где муравьи могут добраться до них для опыления и где семена затем могут быть унесены ветром и рассеяны по отдаленным лесным полянам. Хотя они прорастают только там, где земля чистая, а солнце беспрепятственно, они не вымирают, когда деревья возвращаются и закрывают крону, как многие другие виды-пионеры. Вместо этого они просто немного замедляются, растут в течение многих десятилетий в тени, видя, как многие подсолнечники приходят и уходят в свое время. Когда лес горит, они умирают на земле и быстро вырастают из своих корней, будучи почти неуязвимыми для большинства природных явлений, которые лес может бросить на них.

Одуванчиковые кустарники также являются очень успешными пустынными растениями, часто образуя густые заросли на сухих границах между саванной и лесостепью, но именно подсолнухи являются доминирующими древовидными растениями в пустынях Серины. Несколько родов стали напоминать не деревья, а кактусы, конвергентно развив мясистые, бочкообразные стволы для хранения воды, уменьшенные или полностью отсутствующие листья и острые защитные шипы и волоски на мягких тканях для защиты от испарения и голода травоядных. Пустынные подсолнечники живут дольше, чем лесные виды, а некоторые могут жить полвека и дольше, ибо пожары в настоящей пустыне случаются нечасто – топлива редко хватает. Как и настоящие кактусы, эти пустынные подсолнухи дают красивые и экстравагантные цветы в сезон дождей,  которые производят большое количество нектара и привлекают как насекомых, так и птиц-опылителей. Однако, поскольку минимальные ресурсы пустыни не позволяют массовому образованию семян, чтобы компенсировать большое количество съеденных, эти подсолнухи разработали другую стратегию размножения. Вместо того, чтобы производить большое количество крупных, голых семян, желанных животными, они производят меньшее количество более мелких семян с чрезвычайно твёрдой оболочкой, заключённой в сладкие, мясистые ягоды. Птицы потребляют плоды целиком, а не сосредотачиваются на семенах, и передают семена нетронутыми в своем помёте, рассеивая их и помогая растению размножаться.