Порхолопы и хоботкоморды

Спустя 65 миллионов лет ПЗ, на пышном умеренном нагорье экваториальной Уолтерии разворачивается драма: двое странных разноцветных существ начали в гонку на выживание, так так хищная живородка преследует родственника-вегетарианца. Оба самцы, и они более яркие, чем самки своих видов, оба животных приспособлены к продолжительному бегу, обладая стройными телами и очень длинными ногами, что делает гонку зависящей целиком и полностью от случая. 

Добыча является представителем группы примитивных вьюрколоп, известных как порхолопы, крайне диморфных травоядных: самцы яркие, с длинными перьями, самки же блеклые, а их хвосты и крылья короткие, что создаёт контраст с длинными и красочными украшениями потенциальных супругов. Диморфизм обусловлен тем фактом, что самцы в высшей степени полигамны, соревнуясь своим красочным оперением и замысловатыми танцами за то, чтобы привлечь как можно больше самок. Порхлопа питается высокой травой, листьями подсолнуховых деревьев, и одуванчиковыми кустарниками, используя хорошо развитое умение жевать, маленький редуцированный клюв, и вместительные щёки.

Хищник также является вьюрколопой, хоть и приспособленной к совершенно другой нише. Третья линия хищников среди живородок, хоботкоморды, несмотря на свою забавную внешность, представляют из себя группу хитрых и почти полностью плотоядных животных. В отличие от примитивных банши, использующих длинные голые челюсти, эта очень необычная группа, разошлась после появления щёк у своих травоядных предков, и, кроме того, самцы щеголяют с большим раздувающимся хоботом на морде, который используется в их брачных играх и для усиления криков. Язычная челюсть хорошо развита и содержит наиболее специализированные кератиновые зубы среди всех живородок; наиболее примечательны две пары пара псевдо-карнассальных зубов на каждой стороне языка и верхняя челюсть которые работают вместе в режущем движении, особенно эффективном при пережевывании мяса. Конкретно этот вид, саблезубый хоботкоморд, на самом деле вообще не использует свои "сабли" для охоты; они являются оружием для внутривидовых сражений с другими самцами и, как и хобот и костные оссиконы на голове, отсутствуют у самок.

Хоботкоморды зачастую социальны, охотятся совместно с парой или маленькими стаями, доводя животных-жертв до изнеможения. Добыча выводится из строя сокрушительным укусом в трахею что особенно опасно из-за сочетания острого крючковатого клюва и заострённых "зубов", расположенных вдоль челюстей, но группа начнёт есть, как только жертва перестанет сопротивляться, независимо от того, мертва ли она на самом деле или нет. Хотя они и охотятся на других крупных нелетающих птицы, немалую часть их рациона составляют мелкие животные и падаль. Хоботкоморды — оппортунисты, и хоть их пищеварительная система очень короткая и более не предназначена для перевания травы, они всё так же поедают некоторые семена и фрукты, если найдут.

Хищничество у хоботкомордов развилось в конце темпусцена, 40-45 миллионов лет ПЗ, во время появления первых вьюрколоп с щеками. Исходя из челюстной морфологии, их предок, вероятнее всего, любил кормиться водной растительностью, постепенно включая водных животных в свой рацион перед тем как перейти к падали и живой сухопутной добыче в очень быстром темпе меньше, чем за десяти миллионов лет. После развития режущих "зубов", — основой которых являются остро заточенные структуры, вероятно, использовавшиеся для раздавливания панцирей раков и пресноводных беспозвоночных — делающих их особенно эффективными хищниками, их группа с тех пор эволюционировала и диверсифицировалась исключительно быстрыми темпами, распространяясь как на север, так и на юг, и демонстрирует высокую степень эволюционного развития.