Вьюркроты

Вьюркроты представляют собой местно распространённую, но изолированную группу роющих вьюрков, произошедших непосредственно от земляных канареек, и обитающих исключительно в южной части криоценовой Северной Анциски. За прошедшие пятьдесят миллионов лет эволюционные процессы существенно изменили форму базальных канареек, превратив их из неспециализированного реликта, зависящего от нор другого животного, в самостоятельных копателей. Древний симбиоз их предков с ранними роющими сверчками постепенно распадался, когда климат Анциски становился холоднее, а её пустыни сменялись лугами и широколиственными лесами, поскольку сверчки становятся всё более приспособленными к жизни полностью под землей и независимыми от поверхности — и, таким образом, им больше не приходится полагаться на острое зрение птиц, чтобы избежать воздушных хищников. Тем не менее, канарейки остались со своими симбионтами, пользуясь их тоннелями, и со временем они тоже выработали свою собственную адаптацию к рытью. Их крылья редуцировались до сильных рук, подходящих для проталкивания себя сквозь тоннели и раздвигания грунта, но в отличие от бамблетов — роющей группы живородок, которые задействовали крылья для рытья — они используют клюв, который стал своего рода лопатой. Он начал непрерывно расти, компенсируя стирающийся при копании почвы кератин, а обе челюсти стали заострёнными и выровненными, чтобы стираться друг о друга, как зубы грызунов. 

Пара вьюркротов. Большинство видов трудно, если не невозможно, идентифицировать по внешним признакам, их отличают только различия в вокализации. 

Ступни увеличились и расположились сзади туловища для отталкивания земли назад, в то время как глаза уменьшились, став настолько маленькими, что оставили своих владельцев практически слепым. Они следуют за своими партнёрами сквозь тёмные глубины, в поисках питательных корней, клубней, и личинок насекомых, которых обнаруживают с помощью вновь обретённого обоняния. Почва обеспечивает укрытие и стабильность в прохладном климате, а также безопасное и теплое место для гнездования практически в любое время года, при условии, что они опустятся достаточно глубоко. В то время как их летающие сородичи были вынуждены зимой мигрировать на юг, земляные канарейки искали убежища гораздо ближе к дому и избегали самых суровых холодов, просто зарываясь на глубину. Избегая самых полярных мест, где вечная мерзлота затрудняет рытьё нор, они процветают на широкой полосе суши между южным побережьем и тундрой, деловито прокладывая туннели для своего в значительной степени скрытного существования под лугами и лесами и почти никогда намеренно не выходя на поверхность. Они приспособились к выживанию в бескислородных условиях глубин, которые привели бы к удушению человека, также для того, чтобы позволить себе устраиваться на ночлег и размножаться внизу, вне досягаемости большинства потенциальных хищников, таких как крупные хищные кротовые сверчки, которые могут получать достаточно кислорода для поддержания жизнедеятельности исключительно под поверхностью. К сожалению, вьюркрот не может полностью оборвать связи с наземным миром, поскольку летом, когда ему приходится ежедневно добывать пищу, он должен проводить значительную часть своего времени в неглубоких туннелях очень близко к поверхности и в пределах досягаемости корней или беспозвоночных, которыми он питается. И именно здесь сверчки могут подстерегать его, устраивая засаду. Зимой птицы в относительной безопасности, ведь сверчки, неспособные выжить на тех же бескислородных глубинах, что и вьюркроты, из-за их менее эффективной дыхательной системы, должны впадать в спячку, чтобы пережить холод.

Бывшие друзья отныне стали врагами. Старые партнёры за эти годы сильно отдалились друг от друга; слепой плотоядный роющий сверчок хватает вьюркрота в свои клешни, когда тот кормится на поверхности.

На несколько весенних ночей, вьюркрот вынужден покинуть своё убежище, чтобы найти себе пару. Пасмурными ночами, когда земля начинает оттаивать, они появляются небольшими группами по всей земле и ползают над землей на брюхе. Самцы выползают первыми и щебечут хриплые песни, совсем не похожие на сверчковые, привлекая внимание самок, которые затем появляются в ответ. Спаривание происходит быстро, и одного совокупления обычно достаточно, чтобы оплодотворить самку, и как только пара спаривается, они расходятся и возвращаются под землю, так как каждое мгновение, проведённое на поверхности, является моментом, когда они подвергаются опасности быть убитыми хищниками; действительно, самцы, к сожалению, склонны не возвращаться в свои норы до тех пор, пока они успешно не выведут самку, вместо этого они проводят много часов вне норы, крича даже после того, как самки больше не появляются. Поскольку хищники быстро слетаются на заметные крики, а вьюркрот практически беззащитен на суше, многие, если не большинство самцов, которые не размножились в первые несколько мгновений после наступления темноты, убиваются и съедаются до наступления утра, гарантируя, что наименее приспособленные представители популяции не только не размножаются, но и но активно отбраковываются, что позволяет будущему потомству от более успешных отцов иметь более доступную пищу и территорию.