МАТРУХОВИЧ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

 (1919-2010)

МАТРУХОВИЧ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ


Он был одним из немногих, которые в 1939 году были выпускниками первого выпуска Краснослободской средней школы. Учился Николай Федорович отлично. Его, как лучшего ученика школы, в шестом, седьмом и восьмом классах посылали на экскурсии в Киев, Москву, Ленинград. Он часто рассказывал своим родным о детских впечатлениях от посещения Киево-Печерской лавры, Третьяковской галереи, Исаакиевского собора и памятника Петру Первому. В детстве он мечтал стать художником, покупал краски, кисти и пробовал на холсте запечатлеть родные места. Но после школы Николай Федорович поступил в политехнический институт на механический факультет, где его больше всего заинтересовал автомобильный транспорт.

В 1940 году он был студентом второго курса. В канун войны пришел приказ: всех, кто имеет среднее образование, мобилизовать  в армию. Призвали и его. Он попал рядовым в гаубичный полк, что дислоцировался в г. Сердобске Пензенской области. Вскоре Николая направили на курсы радиотелеграфистов, а параллельно и водителя автомобиля. Побывал в Казани, Куйбышеве, овладел военными профессиями. Затем его перебросили на освобожденную территорию Западной Украины в г. Чертков, что на Тернопольщине. После белорусских и Русских равнин молодого солдата поразили горы да быстротечная река Серет с двойным течением. Верхнее – теплое, нижнее – ледяное. Командиры купаться запрещали. Не успеешь окунуться в воду, как могут схватить судороги.

Время было беспокойное. Еще не стихли разговоры о войне с Финляндией, шло освобождение стран Прибалтики, упорно ходили слухи о войне с Германией. Их артиллерийское подразделение маршем через Бессарабию перебросили в Белосток. Почти каждый день устраивали тревоги, радиостанцию Николай Федорович научился разворачивать впотьмах, в любую минуту был готов передавать шифрограмму.

22 июня утром их тоже подняли по боевой тревоге. Солдаты уже настолько привыкли к ночным подъемам, что уже не верили в реальность боевых тревог. 

Поднимались враскачку, хотя, и только грубый, жесткий  мат командира вмиг ставил всех на ноги. Одевались на ходу, каждый мчался к своему орудию, Николай – к передвижной радиостанции.

Их обнаружили немецкие самолеты и начали бомбить. Несколько часов Николай пытался связаться со штабом полка, дивизии, но там радиостанции молчали, а в эфире только слышалась немецкая речь.У них служил в подразделении немец с Поволжья, ветеринар. Николай пригласил его и дал наушники. Через пару минут лицо приглашенного солдата побелело, как мел, он сорвал наушники и сдавленным голосом произнес:

 - Война! Фашисты уже в Белоруссии.   

 Отступали с боями. С Белостока в направлении Гродно. Немецкая мотопехота и танки господствовали на главных магистралях. А наши солдаты шли глухими лесными дорогами, и получалось, что фашисты сопровождают их. Бывало, при столкновении наши гаубицы в щепки разносили немецкие танки, заставляя их временно отступать, но и наша техника постепенно редела. Чтобы орудия не застревали в болотах, приходилось снимать с них затворы и прятать. А случалось еще, что им подвозили снаряды не того калибра. И все время приходилось двигаться под обстрелом немецких самолетов. Солдаты не спали по несколько суток, воду добывали из болотных впадин, чтобы освежить пересохший рот. С трудом и большими потерями пробирались к Минску через Дзержинск, а затем взяли курс на Могилев. В расположение наших войск фашисты постоянно забрасывали диверсантов, переодетых в форму советских солдат и офицеров.

Недалеко от Могилева в лесу им встретились два полковника. Один из них приказал нашим солдатам сдать оружие. Некоторые уже разоружились, но нашелся смельчак, который подошел к офицерам и у молчавшего сорвал ворот гимнастерки. Под ней оказалась немецкая форма. Диверсантов тут же расстреляли.

Затем была налажена связь с нашими регулярными войсками, и стали продвигаться к Смоленску. Это было главное направление группы армий  «Центр» на Москву. Войска, отходившие с боями из западных районов Беларуси, в районе Смоленска вошли в состав Западного фронта под командованием Рокоссовского. Рядовой Матрухович попал в батальон связи.

В июле-августе 1941 года в районе Смоленска шли ожесточенные бои. Николай Федорович принимал участие в сражении под Ярцево, за станцию Сафоново. Он уже знал все марки немецких самолетов, определял их по силуэтам и звуку, и одна из его главных задач была  – это сообщить командованию о движущихся армадах в сторону фронта. Такие сообщения регулярно передавали  и в Москву.

Большими усилиями советских войск группу «Центр» вынудили перейти к обороне, а часть наших войск перебросили  под Москву.

Н.Ф. Матрухович награжден медалью «За оборону Москвы».

Медаль «За оборону Сталинграда».

Медаль «За боевые заслуги» за содействие  в уничтожении немецких самолетов, приняли в партию. Но самое главное – он был свидетелем, когда пленного  фельдмаршала Паулюса и всю его свиту вывозили из Сталинграда.

В 1946 году Н.Ф. Матрухович награжден медалью «За победу над Германией…».

10 декабря 1944 года  Венгрия г. Дебрецен

После разгрома фашистов на Волге начался путь освобождения. Юг Украины, Крым, Молдавия, Румыния, Венгрия. Самые ожесточенные бои были за город Дебрецен, что под Будапештом. Здесь советским войскам пыталась перекрыть путь на Берлин группировка генерала Штернера. Разгромив группировку, русские вошли в Будапешт. Здесь и встретил День Победы старшина Матрухович. Это было 8 мая 1945 года.

В Будапеште он прослужил еще больше года.

25 февраля 1946 года г. Будапешт, Матрухович - начальник радиостанции

После демобилизации Николай Федорович приехал в Красную Слободу. В политехнический не вернулся, считал, что за семь с лишним  лет службы в армии забыл изучавшийся материал. Ему предложили должность редактора Краснослободского районного радиовещания. Работал с увлечением. Закончил Барановичский учительский институт, а затем Высшую партийную школу.

завотделом пропаганды и агитации.  Оттуда поступил в Могилевский пединститут на исторический факультет.

Работал в райкоме инструктором-пропагандистом, а позже в Глусске – завотделом пропаганды и агитации.  Оттуда поступил в Могилевский пединститут на исторический факультет.

По состоянию здоровья в 1954 году снова вернулся в Красную Слободу и стал работать учителем.

Женился Николай Федорович чисто по-ленински. Еще в 1948 году, работая редактором радиовещания, познакомился с девушкой, завучем школы в Замогилье. Встречались чуть больше месяца, а затем Николай решился и сделал Александре Ивановне предложение. Прожили вместе более пятидесяти лет. Вырастили троих детей, и 5 внуков. Теперь уже есть  и 5 правнуков.

Выйдя на пенсию, Николай Федорович ни одного дня не сидел без дела, Занимался огородничеством, садоводством и пчеловодством. По больницам старался не ходить. Изучал восточные и народные методы лечения. Сам смастерил диагностический прибор «Эледия», которым контролировал  состояние здоровья свое и жены. И больше всего любил читать, для него – это был весь мир, вся жизнь была в книгах. Каждую свободную минуту он что-нибудь читал, ему всё было интересно. И если Николай Федорович уходил в магазин и пропадал надолго, родные знали – он в библиотеке. И даже когда стало подводить зрение и читать стало трудно, он читал с лупой.

Умер Николай Федорович в 2010 году.