«Родилась в 1938 году в д. Бобовня Копыльского района. Рано осталась сиротой. Отец в октябре 1939 года был призван в армию и попал на финскую войну. Когда началась Великая Отечественная, ушел на фронт, был танкистом. С фронта не вернулся – числится пропавшим без вести. Возможно, сгорел в танке, но свидетелей нет. Мама, Деменовская Надежда Павловна, была разведчицей, погибла в 1942 году. Я воспитывалась в семье родственников в д. Смоличи. Семья Усовичей была большая – своих детей семеро.
Когда началась Великая Отечественная война мне было 3 года. В памяти сохранились некоторые наиболее страшные и яркие моменты.
Помню, когда пришли немцы, люди боялись расстрелов. Поэтому у каждой семьи была выкопана землянка, там и прятались. Когда в деревню приходили фашисты, с собой забирали даже коров, чтобы немцы их не угнали. Это было в 1944 году. Через дом от нас жил полицай по фамилии Черникович. Он увидел, что наша семья прячется в землянке и выдал полиции, потому что очень хотел выслужиться. Всю семью вывели на расстрел, поставили под автоматы даже маленьких детей.
Живы остались только потому, что один из полицаев сказал Черниковичу: «Ты же сам в полицию недавно пришел. Сам был таким же, как они. Зачем детей губишь?» Вспоминая тот страшный день, двоюродный брат, Анатолий Александрович, не может сдержать слез. Он был старше (тогда ему было 9 лет) и очень хорошо помнит этот несостоявшийся расстрел. Сколько страха должны были натерпеться дети, стоя под дулом автомата. Такое не забывается.
А еще очень хорошо запомнился один момент, когда шел фронт. Лето 1944 года. В деревне свирепствовал сыпной тиф. Было очень много больных. Через хату от нас сделали лазарет. И тут – фронт идет! По улицам деревни шли солдаты, свои, советские, которых так долго ждали. Я тоже лежала больная. Сил встать с постели не было, но настолько велико было желание увидеть своих солдат, что я ползком выбралась из хаты посмотреть на них.
После войны закончила фельдшерско-акушерскую школу и была направлена в Краснослободскую больницу. Больница тогда располагалась на улице Чкалова в неприспособленных зданиях. Все отделения были по разным домам. Потом начали строить новую больницу. Все медработники в выходные дни шли на строительство помогать. В 1958 году перебрались в новое здание.
Я перешла в рентген-кабинет. Потом работала в туберкулезной больнице в рентген-кабинете до пенсии.
На работе всегда была на хорошем счету - не представляю своей жизни без труда. Дома всегда держали большое хозяйство, огород. Всегда успевала и на работе, и дома. Воспитала двоих детей. Дочь Наталья – предприниматель, сын Николай – начальник отдела кадров ГУМа, дважды назначался прокурором Минской области».