Яков Петрович родился 9 ноября 1914 года в Красной Слободе (тогда поселок назывался Вызна), в крестьянской семье. После окончания школы работал кузнецом в колхозе, был мастером своего дела. Перед самой войной Яков Петрович работал инспектором в милиции. Когда началась война, Якову Петровичу было 26 лет. С первых дней оккупации немцами Краснослабодского района он установил связь с партизанами: подковывал их лошадей, изготавливал седла, сбрую.
Оставаться дома становилось опасно, и в 1943 году Шемет Я.П. уходит в лес. Здесь он и начал изготавливать автоматы для вооружения партизан. У мастера – оружейника не было для этого самых обыкновенных инструментов – напильников, ножовок, сверл и т.д. Приходилось просить партизан, чтобы они привозили, возвращаясь с боевых заданий, железные бочки, из которых делали кожухи для автоматов, железные оси необходимой толщины для изготовления их затвора. Яков Петрович не только ремонтировал оружие, но и делал новое. Для того, чтобы на вооружение поступил новый автомат, Шемету и его помощникам приходилось, не покладая рук, трудиться 11 дней…
Яков Петрович вспоминал, что командир отряда майор Самсонов удивлялся тому, как ловко у кузнеца все получается. Оружейных дел мастер Я.П. Шемет пользовался большим уважением товарищей по отряду. Он был награжден многими медалями.
После окончания Великой Отечественной войны Яков Петрович работал на многих должностях: был председателем колхоза, инспектором по заготовке молока, секретарем сельского совета, добросовестно работал в сельпо, РСУ-6. Вырастил и воспитал троих детей: Владимира, Якова и Ольгу.
«В партизанской бригаде имени Сталина, командиром которой был В.А. Тихомиров, возникла необходимость в создании своей мастерской. Подобрали людей, которые знали кузнецкую и слесарную работу, оборудовали мастерскую в отряде С.И. Мальцева. Руководителем назначили Я.П. Шемета.
В мастерской подковывали коней, ремонтировали оружие. Потом, при активном участии Я.П. Шемета, было налажено производство самодельных автоматов. Сошло «с конвейера» их одиннадцать.
После войны Яков Петрович вернулся к своей мирному делу – работал кузнецом в ремонтно-строительном управлении №6. Его так и продолжали звать партизанским кузнецом.
- Отпел свою песню молот, объявил об окончании рабочего дня. Сколько было таких смен, сколько заказов… Скобы, костыли, крюки. Все, что просили для строительства и без чего невозможно обойтись. Такая работа.
Яков Петрович вышел из мастерских во двор, вдохнул прохладный осенний воздух. С чувством исполненного долга. Самое время задать вопрос:
- Как вы стали партизанским кузнецом?
Замедлил шаг. Видно, память в который раз вернула в те огненные годы.
- До войны был кузнецом в колхозе «Новая заря» на Копыльщине. Поэтому партизаны приезжали ко мне со своими просьбами. Заказы были разные. Одному кавалеристу откуй седло, другому – шпоры, третьему… Со временем просьбы партизан стали более сложными. Партизанская борьба накалялась, объемы ремонтных работ возрастали. Да и опасно стало. Тогда Яков Петрович подался в отряд.
- Будете партизанским кузнецом, - сказал ему В.А. Тихомиров.
Принесли партизаны поврежденный взрывом ручной пулемет. Дали новый ствол, старый цилиндр с поршнем и сказали:
- Сделай, кузнец, пулемет.
Тот заказ Яков Петрович вспоминает с улыбкой.
- Мастерская – одно название: ни напильника, ни зубила, про более сложный инструмент и не говорю, откуда ему было взяться?
Пришлось поломать голову…
Стал искать и мастерить инструмент. Затем пришла пора приклада, мушки, затвора. Сделал, можно сказать, из ничего. С волнением ждал оценки своей работы. Партизаны забрали пулемет, щелкнули пару раз затвором.
- Сгодится.
Так и пошли на очередное задание.
В следующий раз командир приказал смастерить автомат. Такие-сякие детали были, остальное пришлось вырезать и выпиливать. Не одну ночь провел в мастерской. И вот в руках – шершавый и довольно неуклюжий автомат (в каких условиях делался). Решил опробовать. Выбрал в глубине леса толстый дуб, прицепил кусок бумаги. Прогремел выстрел. Затем – другой, третий. На бумажном обрывке остались три дырки.
Автоматный «конвейер» стал работать с большой нагрузкой. Лес разнес добрую славу про оружие Шемета. Узнал про это один из ковпаковцев, пристал к одному партизану, не оторвать. Отдай да отдай, тебе еще сделает. Взамен предложил винтовку и пистолет. Пришлось тому согласиться. Потом владелец автомата конструкции Шемета не раз высказывал благодарность партизанскому кузнецу.
- На месте мушка, - радостно говорил он и всё выспрашивал у мастера, как это ему удалось так точно установить прицел.
Ходили партизаны в атаки с его автоматами, косили фашистов.
Со временем обеспечение партизан улучшилось, необходимость в самодельном оружии отпала. Яков Петрович переключился на заготовку тола, предназначенного для диверсий в тылу врага».
Яны прайшлі дарогамі вайны /: [усе ветэраны з Чырвонаслабодскага пасялковага Савета] // Шахцёр. – 2004. – 23 сакавіка. – С.3-4
Слонин, Н. Автомат из партизанской мастерской : [Яков Шемет – мастер-оружейник из Красной Слободы] / Н. Слонин // Шахцёр. – 2008. – 2 июля. – С. 21.