В начале 60-х годов советскими психологами была обнаружена связь между кожным "зрением" и межбровьем

В сборниках, посвященных изучению кожно-оптической чувствительности можно найти доказательства существования того, что на Востоке называют «третьим глазом».

Экранирование части головы (над глазами) прекращает процесс кожного «зрения»

«Наконец следует отметить, что в последнее время в экспериментах случайно обнаружено удивительное явление, нуждающееся в специальном исследовании и научном объяснении: экранизация верхней части головы (над глазами) бумагой прекращает у ряда испытуемых поток кожно-оптической информации и делает невозможным восприятие и различение цветов руками».

Кожевников М.М. Проблема кожно-оптической чувствительности. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, сборник 33, Свердловский пединститут, 1965.

«Впоследствии было установлено, что экранирование головы прекращает процесс кожно-оптического восприятия не только у Розы Кулешовой, но и у многих (у многих, но не у всех - ред.) других испытуемых, в том числе и у слепых».

Гольдберг И.М. Феномен Розы Кулешовой. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, сборник 33, Свердловский пединститут, 1965.

О возникновении цветовых ощущений в области межбровья

«Экспериментатор держал лист цветной бумаги (красный или синий) на некотором расстоянии за затылком испытуемой, сидящей с завязанными глазами. Одновременно экспериментатор называл цвет листа и предлагал испытуемой как можно ярче представить себе его наглядно. После нескольких упражнений испытуемые обычно говорили, что каждый раз по предъявлению цветного листа в положении «за затылком» у них между бровями и на веках закрытых глаз появлялись круглые пятна или продолговатые полосы того же цвета, каким был лист в руках экспериментатора. Эти субъективные показатели сопровождались  более или менее точным распознаванием цвета бумаги».

Новомейский А.С., Судаков Н.И., Сюзев В.П. О распознавании признаков цвета через непрозрачные среды с помощью кожной чувствительности. В сборнике: «Материалы исследования кожно-оптической чувствительности», Челябинский пединститут, Челябинск, 1965.

11. На определение признаков цвета раздражителя влияют находящиеся поблизости цветные объекты. Если во время распознавания цвета рукою подносить к нему сбоку экран другого цвета, то признаки цвета раздражителя изменяются в сторону цвета экрана. Равным образом, если при определении цвета раздражителя рукою экранировать лицо и лоб испытуемого какой-либо цветной преградой, то определение цвета раздражителя рукою нарушается и даже становится невозможным [41], [25].

Четин Ф.Е., Новомейский А.С. К вопросу о физической природе кожно-оптической чувствительности. В сборнике: "Вопросы комплексного исследования кожно-оптической чувствительности". Ученые записки Свердловского педагогического института, Свердловск, 1968.

Исследователи кожного «зрения» А.С. Новомейский и В.С. Матвеев о феноменальных способностях Веры Петровой

«Вера Петрова, одиннадцатилетняя школьница из г. Новочеремшанска Ульяновской области, в феврале 1964 г. при встрече с корреспондентом газеты «Сельская жизнь» с плотно завязанными глазами безошибочно различала цветную бумагу и карандаши пальцами рук и ног, плечами, коленями, узнавала цвет предметов как при соприкосновении с ними, так и на расстоянии 6—8 см от них. Кроме того, различные предметы помещались под две-три книги, и девочка называла их. Безошибочно «читала» фотографии, «видела» сквозь одежду.

«Вот ваше сердце, — сказал она, неторопливо водя детской рукой по груди корреспондента А. Калистратова. — Оно в каком-то мешочке.

А как оно бьется — вверх или вниз растягивается?

Нет, оно бьется вот так, — и девочка несколько раз сжала свой кулачок. А потом прибавила: — И красная кровь по трубочке течет, вот в эту сторону».

Потом девочка показала темно-коричневую печень — «большой мешок», «толстую трубку» — пищевод.

А когда руками стала «рассматривать» живот, сморщилась: «Фу, там какие-то змеи».

Наступив на фотографию ногой в чулке и шерстяном носке, она называла изображенных на ней знакомых.

Водя рукой по страницам журнала, Вера читала текст, угадывала мелкие рисунки. Корреспондент проверил и ее способность «видеть» сквозь стену. Через деревянную комнатную дверь она «посмотрела» руками и без ошибок назвала ряд фотографий с изображением родных. Потом в опытах «видела» фотографии и через толстую каменную стену.

В апреле Веру Петрову привезли в Ульяновск, где ученые провели всестороннее исследование ее необычных способностей. В состав комиссии Министерства здравоохранения РСФСР входили известные психиатры — директор Государственного научно-исследовательского института психиатрии профессор Д. Д. Федотов, профессор Ю. С. Николаев, педагог-психиатр Ф. И. Тепеницина и другие. Ученые пришли к единому мнению: да, действительно, Вера Петрова обладает феноменальной способностью видеть кожей. Опыты подтвердили это. Да, она узнавала цвет бумаги через две-три толстые книги, положенные сверху (как после этого можно утверждать, что человек кожей улавливает тепловое излучение бумаги? – ред.), читала текст из журнала «Пионер». Проводя локтем по расположенным на столе картинкам из детского лото, она рассказывала, что на них нарисовано и какого цвета. Через толщу ковра ногой в туфле, чулке и носке Вера нащупала картонку с рисунком и радостно воскликнула: «Да это же петушок».

Комментируя увиденное, профессор Федотов ссылается на работы известного советского психолога А. Н. Леонтьева, который установил, что у всех людей есть области кожной поверхности, очень чувствительные к свету, например, участки между бровями. Кстати, Вера Петрова, пытаясь объяснить, где же у нее рождается изображение, указывала именно на это место. (Эта публикация из газеты «Сельская жизнь» была перепечатана другими газетами, в частности «Уральским рабочим» 21 мая 1964 г.)».

Цитата из книги психолога В.С. Матвеева «Загадки и резервы психики». Издательство Уральского университета, 1990.

Опыты, которые исключили тепловую гипотезу кожного «зрения».


Возникает вопрос о том, какую роль в сложном процессе кожно-оптической чувствительности играет неизвестный современной науке нервный центр, расположенный в области межбровья?

Какова его анатомия и физиология?

«В конце XIX века тамбовский врач А.И. Ховрин [11] описал свои наблюдения над тридцатидвухлетней больной, страдавшей эстероэпелепсией. Больная была чрезвычайно внушаемой. Ещё с детства у неё проявлялась эйдетическая память: на уроке во время страница книги с её строками представлялась ей так ясно, как будто она видела её перед собой.

Эта женщина, как показали наблюдения, обладала способностью читать текст, написанный на бумаге, спрятанной в запечатанный конверт. При этом были приняты все меры  к тому, чтобы не оставалось в том, что больная не может вскрыть конверт и вынуть бумагу из него (вкладывалась даже светочувствительная пластика, на которой остался бы след, если бы конверт был раскрыт при свете). Для определения содержания написанного испытуемая должна была в большинстве случаев ощупывать и даже мять письмо. Иногда в периоды, когда испытуемая чувствовала особое предрасположение к производству опыта, у неё появлялось зрительное представление, мало-помалу, иногда в несколько сеансов слагавшееся в картину, соответствующую тому, что было написано. Иногда эта особа узнавала написанное с необыкновенной точностью, определяя  и характер почерка и цвет чернил. Она могла узнавать написанные цифры через 4-5 слоёв бумаги, могла определять цвет осязаемых предметов и даже цвет предметов заключенных в специальные пробирки. Для исключения возможности индукции или внушения её способности проверялись разными лицами. Для ощупывания она больше всего пользовалась третьим пальцем правой руки.

Следует отметить, что испытуемая показала умение воспринимать рукой вибрирующий камертон, причём она чувствовала не только вибрацию, но и звук. Смоченная различного вкуса жидкостями ватка, приложенная к правой руке, давала у неё вкусовые ощущения (сладкого, горького и др.). Как зрительные, так и другие представления у больной были чрезвычайно ярко выражены, вплоть до слуховых, зрительных, вкусовых галлюцинаторных образов. Таким образом, у больной описанной А.И. Ховриным, были не только кожно-оптические, но и кожно-слуховые, и кожно-вкусовые ощущения.

В роботе А.И. Ховрина упоминается о двух подобных случаях, доложенных Жанэ и Ришэ в 1886-1888 гг. в Парижском обществе физиологов и психологов».


Гольдберг И.М. Феномен Розы Кулешовой. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, сборник 33, Свердловский пединститут, 1965.