ЧАСТЬ I
Вступление
Догмат «Троицы» был и остается самым противоречивым учением церковного богословия. При всей искренней любви к Господу, которую питают многие тринитарно обученные верующие, идея «триединого» Бога неизменно представляется ими как нечто абсолютно непонятное и не поддающееся логическому объяснению. Отсутствие в Библии самих терминов «Троица», «триединство», «триипостасность», «единосущие», «богочеловек» (и т. д.) лишь усиливает ощущение искусственности данной догмы. Еще больше вопросов в умах верующих вызывает знакомство с историческим фактом, что сама концепция «неслитно-нераздельной равнославной единосущной Троицы» обязана своим возникновением отнюдь не апостольской церкви, а т. н. «отцам-каппадокийцам» второй половины IV века, посчитавшим для себя приемлемым облечь христианство в популярные для той эпохи неоплатонические одежды.
Сегодня в условиях, когда «учителям» и «пасторам» приходится ломать голову в тщетных попытках хоть как-то «объяснить» идею «тройственного Бога», в ход идет всё та же философия, крайне противоречивые сравнения, а зачастую и банальная софистика, плотно укутанная в бессмысленное и ничего не проясняющее многословие. Но что общего у всей этой человеческой «мудрости» с ясными и доступными для понимания истинами, которые простым языком раскрывал людям Иисус? (Марка 7:6-8; 2 Коринфянам 11:3)
Если вы верите в укоренившееся в «христианском» мире учение о Троице и при этом являетесь искренним человеком, для которого важна библейская истина, а не «человеческие предания» и заумная мирская философия (Колоссянам 2:8), то постарайтесь рассмотреть приведенные ниже тексты Священного Писания и вопросы к ним. Возьмите в руки свою Библию и терпеливо проверьте, соответствует ли учения о «Троице» тому, что говорит Божье Слово.
В своих ответах важно брать пример с Иисуса Христа, чье учение было простым, доходчивым и понятным. Иисусу не нужно было множество слов, чтобы ясным образом доносить до людей истину! А потому и мы не должны «уклоняться от простоты во Христе» (2 Коринфянам 11:3). Совершенно очевидно, что Бог вдохновлял Библию не для того, чтобы читающий ее человек спотыкался на каждом шагу не в силах разобрать кто есть Истинный Бог, и кто есть Его Сын.
Никакое учение не может быть истинным, если для его подтверждения не хватает ясных библейских аргументов и потому требуется что-то додумывать, пускаясь в сложные и запутанные философские измышления! (Сравните 1 Коринфянам 14:9-11)
Можно ли простым и понятным образом объяснить «Троицу»? Сегодня миллионы людей, исследующих Божье Слово, Библию, отвечают: «Нет» и отбрасывают это человеческое предание, открывая для себя Живого, Истинного, Одного (а не «триединого») Бога!
Если вы были научены пастырями своей церкви тринитарной догме, то постарайтесь проверить ее истинность с помощью ниже приведенных вопросов для размышления. А размышляя будем помнить, что ответы должны основываться не на предположениях или предпочтениях, а на очевидных убедительных доводах Божьего Слова – Библии!
Можно ли, подражая Иисусу Христу, кратко, просто и понятно ответить на следующие библейские вопросы для размышления?
Почему в Священных Писаниях о Всемогущем Боге всегда говорится, как об одном и едином Боге, но никогда как о «триедином» или «триипостасном»? (Второзаконие 6:4; Неемия 9:6; Захария 14:9; 1 Коринфянам 8:4; 1 Тимофею 2:5; Евреям 2:11).
Почему понятия «Троица», «триединство», «триединый», «триипостасный», а также «единосущный» или «равнобожественный» в Библии не встречаются вообще?
Если бы Бог хотел, чтобы люди знали его как «Троицу», то почему он не дал в Священном Писании соответствующих этому понятию терминов и слов, чтобы человек мог ясно это понять? Почему для этой цели тринитарная догматика всегда прибегала к терминологии и концепциям, заимствованным из языческой философии, в частности, из неоплатонизма?
Что хотел подчеркнуть Бог, применяя в своем Слове термины «Отец» и «Сын»? Если Отец и Сын абсолютно равны, то почему Бог не использовал более понятное и привычное людям выражение «Брат» и «Брат»?
Не логично ли, что выражение «Бог Отец» означает, что Он Бог и Отец всех; «Сын» - что он Сын Отца; а «святой дух» (в еврейском и греческом языках «руах» и «пнеума» имеет значение «дыхание», «дуновение», «ветер») буквально — «святое дыхание», т. е. Божья сила, Его энергия в действии, а не личность? Нужно ли додумывать, помимо сказанного Писанием, что-либо еще? (1 Коринфянам 4:6).
Если одна часть Бога является Отцом, а другая часть – Сыном, то можно ли сделать вывод, что вторая часть Бога была когда-то рождена первой ее частью? Если так, то можно ли утверждать, что изначально (до рождения Сына) Бог не был «триединым»?
Если Бог представляет собой «Троицу», то разве в таком случае Сын Бога не должен именоваться и Сыном «Троицы»?
Как было решено, кто из лиц «Троицы» пойдет на землю и станет Иисусом, если учитывать тринитарный взгляд, что все эти лица являлись абсолютно равными и могли с равной настойчивостью соглашаться пойти, или же с такой же равной настойчивостью уступать эту почетную роль другому?
Когда Сын родился на земле младенцем, кто в этот период оставался на небе: «Троица» или теперь уже «Двоица»?
Называл ли Иисуса «Всевышним Богом» хоть кто-то из людей? (Сравните Второзаконие 18:18)
1) За кого Иисуса почитали люди? (Матфея 21:11,4; Луки 7:16; Иоанна 3:1,2; 6:14; 7:40; 19:7)
2) За кого Иисуса почитали его ученики? (Матфея 16:16; Луки 9:20; 24:19; Иоанна 1:34-36, 40,41,49; 6:68,69; 11:27; 20:31; Деяния 9:20;
1 Иоанна 2:22; 4:15)
3) За кого Иисуса почитали враги? (Луки 23:35)
4) Кем называл себя Иисус? (Иоанна 4:25,26; 10:36; 13:13,14)
5) Называл ли себя Иисус «Богом» хоть однажды? Говорил ли он, что Бог — это «Троица», а он сам — часть этой «Троицы»?
6) Говорил ли Иисус, что веры человека в него как в Божьего Сына, Христа, Господа, Учителя, Царя, Спасителя, Искупителя, пролившего свою кровь на Голгофе, якобы недостаточно, если тот не считает Иисуса еще и Всевышним Богом?
Смотрите также — «Спасение = вера в Иисуса как Всемогущего Бога?»
https://tinyurl.com/veraiisus
Итак, давайте проверим догму «Троицы» на истинность. Подвергнем тринитарное учение предметным вопросам и проанализируем действительно ли оно логично и непротиворечиво? В состоянии ли оно соответствовать ясным и доступным для понимания библейским критериям? Или же учение «Троицы» — не более чем чуждый Библии «имплант», который пытаются искусственно «вживить» в Божье Слово, выдавая его за истину? Честный и непредвзятый подход к этой задаче позволит читателю с пытливым умом приобрести точное понимание исследуемого нами вопроса.