Тринитарное возражение:
«Если в Библии нет слов «Троица», «триединый», «единосущный» или «равноипостасный», это еще не значит, что Бог таковым не является. В Библии нет и некоторых других слов, которыми христиане пользуются по умолчанию. Например, самого слова «Библия» или «церковь» (вместо него стоит греч. "ἐκκλησία", "экклеси́а" — букв. "собрание"). Но мы же их используем!»
Ответ:
В данном возражении допущено серьезное упущение. Одно дело, когда мы говорим о терминах, имеющих отношение к ЗЕМНЫМ ПОНЯТИЯМ, и совсем другое, когда речь идет о ЛИЧНОСТИ БОГА!
Терминология вещей земных всегда подвержена изменениям, появлению новых наименований и исчезновению прежних. Наглядный тому пример — слова, которые еще относительно недавно применялись в библейских переводах, но сейчас устарели, стали архаичными, непонятными современным христианам. Как, например, в случае Синодального перевода...
«В пакибытии» (т. е. в обновлении, воссоздании, Матфея 19:28)
«Разрешиться и быть со Христом» (т. е. освободиться, расстаться, Филиппийцам 1:23)
«Придет же день Господень, как тать ночью» (т. е. как вор, 2 Петра 3:10)
Подобных примеров в том же Синодальном переводе мы найдем не менее сотни. Сам по себе такой факт не может считаться чем-то странным, это вполне естественный процесс, ведь любой язык со временем претерпевает изменения.
Более того, изменениям подвергались и сами формы проведения истинного поклонения Богу. В древнейшие времена основные обязанности в совершении служения Господу лежали на патриархах, главах семей и родов. В период раннего Израиля для этой цели был установлен новый порядок, в центре которого находилась Божья скиния (буквально — шатер), который позднее уступил место величественному Иерусалимскому храму. Точно так же происходили изменения и в других организационных областях.
Например, на смену изначально установленным Богом в Израиле судьям пришли цари. После вавилонского плена Бог позволил израильтянам организовать новые, местные центры поклонения в виде синагог, которые, в свою очередь, стали образцом для будущих встреч христиан. Уже сам факт замены некогда обязательной иудейской системы поклонения со всеми присущими ей элементами (Закон, Храм, обрезание, жертвоприношения и т. д.) новой христианской формой говорит о многом.
Как можно убедиться, в области ЗЕМНОГО поклонения Господу неоднократно происходили изменения технического и организационного порядка. При этом сам Господь не считал такие примеры чем-то неправильным, а зачастую происходящие изменения находились в согласии с его волей. И в этом нет ничего удивительного, потому что речь шла о ЗЕМНОЙ, человеческой части, где многое подвержено изменениям.
Тем не менее, несмотря на все подобные обновления в формах проведения поклонения Богу, ОДНО ВСЕГДА ОСТАВАЛОСЬ НЕИЗМЕННЫМ. Что именно? Понимание, КОМУ ИМЕННО СЛЕДУЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ. То есть понимание ЛИЧНОСТИ ИСТИННОГО БОГА!
Начиная с Авеля и до времени утверждения Нового Завета, включая апостольский период, все служители Всевышнего Владыки поклонялись Ему исключительно как ОДНОМУ Богу (Второзаконие 6:4; Марка 12:29; 1 Коринфянам 8:6). Ни, патриархи, ни израильтяне, ни апостолы никогда не исповедовали некоего «триединого» Бога. Они верили только в ОДНОГО Бога. И эта основополагающая истина никогда не подвергалась ни малейшему сомнению и никогда не менялась.
Мы можем обратить внимание, что Всемогущий Господь носит особый титул - «Бог отцов» (Исход 3:15; Второзаконие 26:7; 1 Паралипоменон 29:20; 2 Паралипоменон 11:16; 19:4; Ездра 8:28; Деяния 3:13; 5:30; 24:14; 2 Тимофею 1:3). Этим подчеркивается, что независимо от периода времени Его служители поклонялись одному и тому же Богу, и при этом четко «знали», какому Богу они поклонялись и кто он такой (Иоанна 4:21-23). Факт остается фактом: в их понимании не было и намека на «триединство» Господа.
Бог не изменяется, о чем он прямо говорит в своем Слове (Малахия 3:6; Иакова 1:17). Все, что Господь хочет о себе рассказать людям, он говорит через Священное Писание. Но то, что людям о нем знать не следует, он и не сообщает. А если не сообщает, значит, он не считает нужным, чтобы человек вникал в подобного рода вопросы (1 Коринфянам 4:6). Соответственно то, во что нет надобности вникать, не должно принимать статус догмы. Разве не так? (Матфея 15:9; 23:4; Марка 7:7,8).
Одной из наиважнейших причин, почему Господь дал людям Библию, является Его желание, чтобы люди «познали Бога истинного», поняли каким Он является (1 Иоанна 5:20; Иоанна 17:3) Через Писание Бог о себе говорит очень многое: он — Отец, Всемогущий, Творец, Владыка, Судья и дает еще множество других характеристик. При этом он многократно говорит о себе как об «одном» Боге.
Казалось бы, если Бог на самом деле является «Троицей» и если он хочет, чтобы люди исповедовали его в этом статусе, то, безусловно, он бы в обязательном порядке применил к себе и такой термин. Так, Бог захотел, чтобы люди знали его по имени, и потому указал в Библии свое имя «Иегова» 7000 раз! (В Писании это самое часто упоминаемое существительное из всех других слов). А чтобы люди знали о его Сыне, Он с отни раз упомянул его имя в Писании.
Итак, если бы Бог хотел, чтобы люди его знали как «Троицу», то не стал бы себе изменять и тем самым вводить в заблуждение миллионы искренних христиан и израильтян. В этом случае но так же прямо назвал бы себя «Троицей» (или «Триадой», «триединым», «троичным», «триипостасным», «триликим» - не важно как), понимая, что для человеческого разума важна определенность и ясность в понимании.
Однако ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете Господь ни разу не называет себя ни «Троицей», ни «триединым», и не применяет к себе понятия «единосущный». Все эти термины имеют исключительно постороннее, внебиблейское, искусственное происхождение. По сути, желая добавить к пониманию личности Бога иные, отсутствующие в Библии понятия, люди начали «мудрствовать сверх написанного» (1 Коринфянам 4:6).
Вывод очевиден: если Господь среди множества отнесенных к себе титулов НИ РАЗУ НЕ НАЗВАЛ СЕБЯ в Библии «Троицей» или «триединым», значит, он и НЕ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ЕГО ТАК ИМЕНОВАЛИ! Это же очевидно! Соответственно, нет ни малейших оснований кому-либо из людей строить на подобных понятиях философские догматы, и уж тем более требовать их соблюдения от других!
А потому позиция миллионов искренне любящих Бога христиан не только логична, но и полностью библейски обоснована. Они не хотят «мудрствовать сверх написанного» и поэтому не пытаются называть Бога теми именованиями, которых Он не стал к Себе применять в своем Слове. Если Господь не пожелал называть себя «Троицей», и если Иисус Христос не применял к Богу такого названия, то и послушные Ему христиане не станут применять к Нему подобных небиблейских терминов.