Тринитарное возражение:
«Если святой дух — это сила, то почему в ряде библейских стихов одновременно упоминаются и дух, и сила? (Захария 4:6; Деяния 10:38; 1 Коринфянам 2:4; 2 Коринфянам 6:4,6,7; 1 Фессалоникийцам 1:5) И что значит выражение «Сила святого духа»? (Михей 3:8; Луки 4:14; Римлянам 15:13) Как у безличной силы может быть сила? Силой может обладать только личность. Значит святой дух — это Бог»
Ответ:
Вышеозвученнное возражение, как правило, является следствием игнорирования человеком библейских первоисточников. Как непосредственно в греческом тексте представлено выражение «святой дух»? Оно выглядит так: "το πνεũμα το άγιον".
Греческое «пнеума» ("πνεũμα", Стронг 4151) буквально означает «ветер», «дуновение», «дыхание». Соответственно, выражение «святой дух» буквально значит «святое дыхание», равно как «Божий дух» — «Божье дыхание» (Иов 33:4. Сравните Иов 32:8; Исаия 42:5).
(Подробнее — в главе «Дух» — «ветер», «дыхание», «дуновение»).
Что же касается понятия «сила», то в греческом языке оно представлено другими словами. И это наглядно наблюдается во всех библейских стихах, упомянутых в тринитарном возражении. Практически во всех данных текстах в контексте «пнеума» стоит слово «динамис» ("δύναμις", Стронг, 1411, сила, мощь, крепость). В Михея 3:8 указан синоним "ισχυν" (Стронг 2479, винительный падеж от "ἰσχύς").
Когда в данных стихах упоминаются и «сила», и «святой дух», то к пониманию смысла данных указаний следует подходить контекстуально. Например, в Захарии 4:6 Божий дух противопоставляется видимой человеческой силе (Сравните 1 Царств 17:45; Осия 1:7). Здесь нет никакого противоречия.
В Деяниях 10:38; 1 Коринфянам 2:4; 2 Коринфянам 6:4,6,7 и 1 Фессалоникийцам 1:5 мы видим довольно типичный для Библии пример причины и следствия: помазание духом как следствие наделяет человека различными дарами, включая также и силу к совершению служения и иных особых дел. То есть святой дух как действующая сила Бога в свою очередь дает христианину необходимые ему укрепление и силу. Таким образом «сила» — это не нечто прямо тождественное святому духу, но одно из результативных проявлений воздействия на человека святого духа.
И это находится в полном согласии с библейским выражением «сила святого духа». «Божье дыхание» (или «святое дыхание») в своем действии обладает настолько безграничной силой, что посредством него Бог может осуществлять любые свои замыслы, в том числе управляя своими служителями или наделяя их необходимой силой для служения. Указания на это мы и встречаем в таких текстах как Михей 3:8; Луки 4:14; Римлянам 15:13, где об Иисусе, пророках и ранних христианах говорится, что святой дух наполнял их силой.
Итак, святой дух ("το πνεũμα το άγιον") — это исходящее от Бога «святое дыхание», служащее Его действующей силой, которой Господь воздействует на все мироздание. В свою очередь понятие силы святого духа ("δύναμις", "ἰσχύς") подчеркивает безграничную мощь «святого дыхания» Бога, способного наделить христиан необходимыми для служения качествами.
Насколько правильно утверждать, будто «у безличной силы не может быть силы»? Такая точка зрения безосновательна. В качестве примера можно привести распространенное выражение «сила ветра». Чаще всего мы слышим его в сводках погоды. Возникает ли у кого-либо сложность в понимании значения данного выражения? Будет ли человек путаться в понятиях «сила» и «ветер»? Ничуть. Ветер — это энергия, а любая энергия имеет свою силу. Существует даже такая отрасль как ветроэнергетика, целью которой является преобразование кинетической энергии движения воздушных потоков в энергию другой формы. С этой целью люди строят ветрогенераторы, что позволяет обеспечивать себя необходимой энергией: электрической, тепловой или механической.
Греческое «пнеума» ("πνεũμα"), как мы помним, имеет значение «ветер», «дуновение», «дыхание». Поэтому понятно, что Божий дух ("πνεũμα") как действующая энергия не только обладает силой, но может также наделять другие существа необходимой для них силой. И так же как буквальный ветер, хотя и обладает огромной энергией, отнюдь не является личностью, святой дух, представляющий собой Божью энергию, сам по себе тоже не личность. Вот почему вполне естественно звучат библейские свидетельства о том, что святой дух дает кому-то силу, равно как нет ничего странного в самом выражении «сила святого духа».
Стоит также обратить внимание, что критики, ссылаясь на текст Римлянам 15:13 и утверждая, что «безличная сила не может обладать силой», как бы невзначай «забывают» о стихе 19. И мы понимаем почему. В этом стихе апостол Павел сообщает о совершаемом через него руководстве Христа, которое, помимо прочего, осуществлялось «силою знамений и чудес, силою Духа Божия». И действительно, как критики могут согласовать свое утверждение с указанием о «силе знамений и чудес»? Разве «знамения и чудеса» являются чем-то одушевленным? Но ведь о них так же, как и о Божьем духе, Библия говорит, что у них имеется сила!
В библейском тексте мы видим, что дважды присутствующее в Римлянам 15:19 слово «сила» ("δυνάμει") относится как к понятиям «знамения и чудеса», так и к святому духу (также и в стихе 13). Более того, согласно Библии, силой обладают такие неличностные понятия как «благая весть», «Божье слово», «Закон», «обетование», «жизнь», «воскресение», «соль», «гнев», «огонь», «оружие», а также «грех» и «волшебство» (Псалом 89:11; Исаия 47:9; Иеремия 49:35; Аввакум 1:4; Матфея 5:13; Римлянам 1:16; 1 Коринфянам 1:18; 15:56; Галатам 3:17; Филиппийцам 3:10; Евреям 7:16; 11:34).
Все это наглядно свидетельствует, что сила как таковая вполне может принадлежать чему-то неодушевленному. Соответственно, мнение, что святой дух следует воспринимать как личность, вновь выявляет свою несостоятельность.