Краткая история гляциологии с середины XIX до начала XXI веков

Самые ранние исследования ледников известны в середине XVI в. В 1546 г. Себастьян Мюнстер дал первое описание одного из ледников Альп. Началом гляциологии как науки о ледниках следует считать сочинение О. Соссюра «Путешествие в Альпы» (1779–1796). Гляциология развивалась на базе геологии и гидрологии и первоначально сосредотачивалась только на исследованиях горных ледников, а с конца XIX в. в её сферу попали и ледниковые покровы Гренландии и Антарктиды.

В XIX в. сформировался общий круг проблем гляциологии, но сами исследования носили в основном описательный характер и сосредотачивались на языках ледников умеренных широт. Это был период накопления общих знаний о ледниках, их распространении и процессах, происходящих на их поверхности.

В самом начале ХХ в. в сферу гляциологии попали арктические и антарктические ледниковые покровы, что значительно расширило основы гляциологии. Начались исследования в областях питания горных ледников и первые наблюдения на фирновых полях ледниковых покровов. Помимо маршрутных наблюдений начинает формироваться система полустационарных и стационарных наблюдений на ледниках.

Со становлением гляциологии связаны имена Л. Агассиса, Д. Форбса, Дж. Тиндаля, Ф. Фореля, С. Финстервальдера, А. Гейма, Р. Клебельсберга, Х. Рейда и многих других зарубежных ученых. Первые исследования ледников в России проводили Н.А. Буш, В.И. Липский, В.Ф. Ошанин, К.И. Подозерский, В.В. Сапожников, Б.А. Федченко, П.А. Кропоткин, М.В. Тронов. Огромную роль на ранних стадиях гляциологических исследований в России играло Русское географическое общество, где под руководством И.В. Мушкетова в 1894 г. была создана ледниковая комиссия, в задачи которой в первую очередь входили наблюдения за положением концов ледников и установкой специальных меток, определяющих положения Клениковых языков на разные даты. Эти данные сыграли важную роль в изучении наступаний и отступаний ледников в конце XIX и в ХХ столетиях.

ХХ век характерен глубоким проникновением в природу льда и сущность физических процессов в ледниках. Во многих районах мира организуются стационарные работы на ледниках, применяются точные методы: фотограмметрия, аэрофотосъёмка, геофизическое зондирование, пыльцевой анализ, термическое бурение и др. Исследуются реологические свойства льда (Д. Глен, К.Ф. Войтковский и др.) и его петрографические особенности (П.А. Шумский).

Разрабатывается генетическая классификация льдов и теории пластического и вязкопластического движения ледников (Д. Най, Л. Либутри, В.Н. Богословский, С.С. Вялов, П.А. Шумский и др.). Исследуется зависимость состояния ледников от колебаний климата (Д. Най), баланс массы ледников и энергии оледенения (П.А. Шумский), температурный режим ледников (М. Лагалли, Г.А. Авсюк и др.), цикличность оледенения (У. Хобс, М.В. Тронов, К.К. Марков, С.В. Калесник и др.). Разрабатывается проблема хионосферы и снеговой линии (Х. Альман, М.В. Тронов, С.В. Калесник). Продолжается сбор и систематизация обширного материала о колебаниях ледников и их географическом распространении.

Открыты новые районы современного оледенения и отдельные ледники на Урале (Э.К. Гофман в XIX в., Л.Д. Долгушин в ХХ в.), на полуострове Таймыр, в Восточном Саяне, Корякском и Становом нагорьях (П.А. Кропоткин, А.Л. Чекановский, И.Д. Черский в XIX в., В.С. Преображенский и мн.др. в ХХ в.), на Кавказе (Н.А. Буш, Г.В. Абих, Н.Я. Динник, К.Н. Россиков, Н.В. Поггенполь, А.В. Пастухов в XIX в.; К.И. Подозерский в ХХ в.), в Средней Азии и Казахстане (П.П. Семёнов, А.П. Федченко, Г.Е. Щуровский, В.Ф. Ошанин, Н.А. Северцов, И.В. Мушкетов в XIX в.; В.А. Обручев, Н.Л. Корженевский, Л.С. Берг в ХХ в.), на Алтае (В.В. Сапожников в XIX в., М.В. Тронов в ХХ в.).

В первой половине ХХ в. в Советском Союзе опубликованы описания и каталоги ледников Кавказа (К.И. Подозерский, П.А. Иваньков), Алтая (М.В. Тронов), Средней Азии (Н.Л. Корженевский, Н.Н. Пальгов, Р.Д. Забиров), Камчатки (П.А. Иваньков). На основе этих исследований общую картину оледенения горных районов СССР дал С.В. Калесник. Созданы сводки по оледенению Советской Арктики, а затем и Восточной Антарктиды (П.А. Шумский).

Развитию гляциологии способствовали исследования ледников в периоды Первого (1882–1883) и Второго (1932–1933) Международных полярных годов, а также во время Международного геофизического года (1957–1958) и продолжившего его Международного года геофизического сотрудничества (1958–1959). Важную роль в развитии гляциологии сыграло комплексное изучение снежного покрова и ледников по программе Международного гидрологического десятилетия (1965–1975).

В результате этих работ в Советском Союзе, а затем в России было опубликовано несколько коллективных монографий по ледниковым районам: современному оледенению Урала (1966), Эльбруса (1968), Новой Земле (1968), Земле Франца-Иосифа (1973), Шпицбергена (1975), Памиро-Алая (1993), Тянь-Шаня (1995), а также по отдельным репрезентативным ледникам: Федченко на Памире (1962), Джанкуат на Центральном Кавказе (1978), Абрамова на Алайском хребте (1980), Тбилиса в Грузии (1986), Актру на Алтае (1987), Марух на Западном Кавказе (1988), Козельский на Камчатке (1992).

Снежный покров и динамику ледников различных регионов земного шара, а также особенности оледенения Земли в целом рассматривал В.М. Котляков в фундаментальных монографиях (1961, 1968, 1994), а также в своих «Избранных сочинениях» (книги 1, 2, 4 и 5; 2000–2004). Общие сведения о природных явлениях, связанных со снегом и льдом, систематизированы в «Гляциологическом словаре» (изданном в 1984 г. под ред. В.М. Котлякова).

По данным картографических и многих других материалов, относящихся в основном к 1960–70-м годам, составлен Каталог ледников СССР. В конце 1990-х годов увидел свет многотомный Атлас снежно-ледовых ресурсов мира, над созданием которого около 20 лет трудились гляциологи СССР, позже – России и стран СНГ. В 2015 г. материалы этого Атласа, а также данные более поздних исследованиях были представлены в электронном атласе «Снег и лёд на Земле».

Важнейшее достижение российской гляциологии в XXI в. – завершение многолетнего глубокого бурения скважины через всю толщу Восточно-антарктического ледникового покрова на станции Восток и проникновение в самое крупное на Земле подледниковое озеро Восток на глубине более 3750 м.