Пространственная структура оледенения Алтая

Пространственная структура оледенения Российского и Казахстанского Алтая

В российско-казахстанской части Алтая можно выделить 18 внутрирегиональных ледниковых систем, каждая из которых располагается на отдельном хребте. Хребты, несущие эти ледниковые системы, имеют разную ориентацию и распределены неравномерно на площади около 140 тыс. км². Для выяснения закономерности распределения ледниковых систем по территории горной страны в зависимости от их размера по состоянию на 1952 г. составлена карта в изолиниях с использованием данных С.А. Никитина (2009) . На ней каждая из систем представлена точкой, помещённой в центр соответствующего хребта, а цифра в точке означает долю общей площади оледенения (в процентах), приходящуюся на данную ледниковую систему. Проведённые изолинии обобщают данные дискретно расположенных объектов.

Наибольший вес имеет площадь оледенения Катунского хребта с горой Белуха – 266,9 км², или 31%. На расположенные в непосредственной близости Северо- и Южно-Чуйский хребты приходится ещё 366 км², или 43,7% площади оледенения. На карте эти хребты охватывает изолиния «больше 10%». Мы видим, что доля остальных ледниковых систем изменяется симметрично оси ЗЮЗ–ВСВ, проходящей через Белуху. К ССЗ от этой оси доля каждой из систем уменьшается сначала до целых и десятых долей процента (ледниковые системы хребтов Ивановского – 0,2%, Холзун – 0,1%, Курайского – 0,8%, Шапшала – 3,2%), а ещё далее к ССЗ – до сотых долей процента: хребты Сумультинский и Куркуребажи – по 0,04%. К ЮЮВ от основной оси располагаются системы массивов Монгун-Тайга (3%) и Табын-Богдо-Ола (3,6%), Караалахинских гор (1,5%), хребтов Южный Алтай (9%), Сарымсакты (1,2%,) и Саур (1.8%), а далее к ЮЮВ – системы хребтов Сайлюгем (0,2%) и Чихачева (0,4%). Такое распределение соответствует структурно-тектоническому плану Горного Алтая (Богачкин, 1981) с его субширотным направлением новейших структур и уменьшающейся от Катунского антиклинория к северу и югу амплитудой новейших поднятий.

На карте №194н в Атласе снежно-ледовых ресурсов мира (1997) «Режим ледников Алтая» и в работе (Нарожный, Осипов, 1999) зафиксирован рост аккумуляции и к северу и к югу от горы Белуха, но, несмотря на этот рост, из-за понижения высот несущих хребтов размеры ледниковых систем в этих направлениях уменьшаются.

С.А. Никитин (2009) приводит площади оледенения хребтов и их доли в общей площади оледенения в 1850, 1952 и 2003 гг. Методы и подходы к определению площадей ледников на разные даты различны: в 1850 г. выполнены реконструкции размеров ледников по конечным моренам, в 1952 г. использованы данные аэрофотосъёмки, а в 2003 г. результаты полевых исследований сочетались с анализом дистанционной информации. Несмотря на разную точность определения площади отдельных ледников в указанные даты можно говорить об устойчивости на протяжении полутора веков пространственной структуры оледенения Российского и Казахстанского Алтая. Значит, наблюдения за ледниками на отдельно взятом хребте могут стать источником предположений о динамике оледенения всего региона. С.А. Никитин подсчитал также объёмы ледников каждой из систем в названные годы. Объём ледников трёх самых крупных систем (Катунской, Южно-Чуйской и Северо-Чуйской) в 1850, 1952 и 2003 гг. составлял соответственно 80, 81 и 82% объёма всего оледенения. Можно предполагать, что относительный вклад этих систем в общий объём оледенения, останется неизменным и при отступании ледников, и в случае их наступания.