РАСТЕС

Название его происходит от Растесу или рассеку лесов первобытной Сибирской дороги… первые сего места жители были Российские переведенцы для удобности проезжающим на Сибирь, а ныне причислены к отчинам господ Строгановых…

Академик Иван Лепехин, 1771-й год о Растессе

РАСТЕС. Никто из путешественников, проезжавших по Бабиновской дороге через Растес, не обошел его своим вниманием. Значит, было на что посмотреть: православная церковь, волостное правление, церковно-приходская школа. Позднее появилась метеостанция.

В XIX веке княгиня Абамелек-Лазорева вела здесь, в верховьях рек Косьвы и Кырьи, разработку золота и платины. Жители Растеса тоже подались на прииски, чем значительно улучшили свое благосостояние. О том, что жили они не бедно, сейчас можно судить, пожалуй, только по множеству дорогих мраморных надгробий на кладбище.

В брод одолели речку Кырью, которая, как отметил еще Иван Лепехин, течет "в сем месте с нарочитою быстротою". За переправой прямо на обочине набрали рыжиков и поздней земляники, полюбовались "анютиными глазками".

В планшете у руководителя нашей экспедиции Юрия Юдина несколько карт. Самая старая из них называется: "Карта Соликамского уезда Пермской губернии. Составлена гласным уездного земства Иваном Яковлевичем Кривощековым в 1895 году". Четкой линией с северо-запада на юго-восток прорисована на карте наша дорога. После села Растес линия на карте как бы усыхает и до деревни Кырья тянется совсем тонкой паутинкой. Видимо, и сто лет назад эта часть тракта была наименее проезжей.

Претензий к качеству Бабиновки с самого ее рождения было немало. Еще в 1599 году Борис Годунов выговаривал подданным: "Та новая дорога чищена и мосты мощены худо, пень сечено не из коренья, и заломы по дороге великие, и чищена дорога уско, и мосты, которые бы мощены на речках и на ручьях, и в бояраках, вешнюю водою посносило, а на грязях и на болотах мосты испроломались, и выбоина той дороге великие".

Вот так было с Бабиновкой во все времена. Ругали дорогу и царь, и возницы, и каждый проезжий. А все же сибирский путь прослужил не одно столетие.

Ранним утром мы наконец вышли на вахтовый поселок лесозаготовителей, а от него - на проезжую дорогу. Забрались на перевал и постояли у столба Европа - Азия. Там, у речки Шоры, сохранились руины заставы, которая когда-то приютила и Лепехина, и других путешественников. Отсюда опять продолжается Бабиновская дорога.

Умершие селения: Растесс

Мифи и реальность

Несмотря на запущенность, в посёлке сохранилась старая дорога, которую избегают из-за суеверий охотники и путешественники.