ПАВДА. Бабиновская дорога стала, можно сказать, судьбой этого поселка. Сначала здесь была только ямская станция - государево заведение на государевой дороге. Потом, почти два века спустя, возник завод. Он просуществовал чуть более столетия. Так что для четырехсотлетней истории Павды завод - лишь эпизод, а дорога - сама вечность. Многие десятилетия павдинцы встречали и провожали обозы. Из-за хребта везли хлеб. А на запад - рыбу и "мягкую рухлядь".
Многих гостей из дальних краев повидали здешние места. Известный командир уральского партизанского отряда времен гражданской войны Борис Дидковский вел геологические исследования. Безрадостным зябким путем на санях по льду реки Ляли параллельно Бабиновке проезжали здесь братья Александра Твардовского - Иван и Костя. Их семью раскулачили и с жалким скарбом, с ребятишками везли в тайгу на лесоповал. Мальчишки несколько раз пытались бежать домой, на Смоленщину. Их ловили, возвращали в тайгу. Потом в барачный поселок Парча, что рядом с Павдой, пришло к ним наставительное письмо от старшего брата - Александра: "... Прошу вас крепиться, терпеть, работать. Ликвидация кулачества не есть ликвидация людей, тем более детей".
Из затеи с колхозами в Павде ничего путного так и не вышло. А вот артель "Гужтранспорт", вероятно, благодаря исконной привычке местных жителей к ямщине, долгие годы жила и здравствовала.
Сегодня павдинские мужики заняты тоже, можно сказать, извозом. Перевозят лес с делянок на переработку в райцентр - Новую Лялю. Комбинат "Лялялес" - основной работодатель в этих краях.
ПАВДА, поселок на Среднем Урале, в Новолялинском ГО Свердл. обл., в левобережье р. Ляля (прав. приток р. Сосьва), в долине р. Павда и лев. притока р. Берёзовка, в 64 км на З от гор. Новая Ляля (авто – через Верхотурский поворот – 98 км). Население (2010) 680 чел. Одно из старейших русских поселений на В склоне Урала, основано в 1599 г. на Бабиновской дороге, в эпоху функционирования которой население достигало 5000 чел. Ок. 1757 г. верхотурским купцом М.М. Походяшиным (1708–1781) построен медеплавильный завод. В 1870-е гг. построен Николае-Павдинский железоделательный завод. В 1902 г. округ приобрел астраханский купец К.П. Воробьев, начав промышленную заготовку леса и пиломатериалов. Краеведческий музей, база активного отдыха «Таёжная Рось». Прежнее название – Николае-Павдинское. В окрестностях находится естественный горный кедровник, ботанический ПП.
ПАВДА, поселок на Среднем Урале, в Новолялинском ГО Свердл. обл., в левобережье р. Ляля (прав. приток р. Сосьва), в долине р. Павда и лев. притока р. Берёзовка, в 64 км на З от гор. Новая Ляля (авто – через Верхотурский поворот – 98 км). Население (2010) 680 чел. Одно из старейших русских поселений на В склоне Урала, основано в 1599 г. на Бабиновской дороге, в эпоху функционирования которой население достигало 5000 чел. Ок. 1757 г. верхотурским купцом М.М. Походяшиным (1708–1781) построен медеплавильный завод. В 1870-е гг. построен Николае-Павдинский железоделательный завод. В 1902 г. округ приобрел астраханский купец К.П. Воробьев, начав промышленную заготовку леса и пиломатериалов. Прежнее название – Николае-Павдинское. В окрестностях находится естественный горный кедровник, ботанический ПП.
Павда. Путевые заметки
Автобус везет по вечернему старинному поселку. Широкие прямые улицы. Аккуратные деревянные дома с полисадниками. Все добротно, ухожено. "Пазик" пересекает в центре поселка по мелководью речку рядом с пешеходным висячим мостом, въезжает в горку и вот уже останавливается около чудного двухэтажного здания администрации поселка. По цвету и обличью кирпичный, оказалось, дом покрыт выкрашенной деревянной плиткой.
Нас радушно встречает молодой рыжебородый мужчина - глава администрации Игорь Михайлович Стольников. Римма Александровна по делам приезжала в Павду еще в 1989 году, поэтому встретились, как старые друзья. Он отвел нам для ночлега свой просторный кабинет и соседнюю комнату. Сразу договорились, что день будем гостить в Павде, нам поможет краевед, очень знающий и интересный человек. А сам Игорь Михайлович, как он представился, пчеловод с высшим образованием, правда, по специальности работать не довелось, использует свои знания на частной пасеке.
Дежурные успели познакомиться с соседками, появилась молодая картошка, молоко, свежий хлеб. Игорь Михайлович оставил нам банку свежайшего меда. За ужином отвели душу: и молочная вермишель, и картошка с молоком, и чай с медом. Готовили еду на костре около администрации, чем привели в сильное смущение соседей: как бы их не спалили эти шустрые незнакомцы.
Утром только умылся, некоторые путники еще похрапывали, появился бровастый мужчина в шляпе - Федор Георгиевич Анкушин, человек замечательный: краевед, участник войны, инженерэлектрик, вышел в Ревде на пенсию и вернулся в родную Павду, построил своими руками красивый, удобный дом - с пристройками, с отапливаемой теплицей, разбил сквер с памятником погибшим землякам.
Интерес к краеведению пробудила у него богомольная начитанная бабушка, владелица большого сундука со старинными книгами, далеко ходившая на богомолье и по делам. Во время войны 96-летняя старушка умерла, все книжное наследство ее растащили. Вернувшись с фронта, Федор Георгиевич нашел на чердаке только три книжки, не старых. Сожалеет, что не докопался до корней своей родословной, зато стал интересоваться историей Павды, конечно, насколько позволяла нелегкая жизнь, желание получить высшее образование...
До встречи с ним, мы знали только, что своим рождением поселок обязан Бабиновской дороге, он возник как караул с таможней для наблюдения за провозимыми товарами - на слиянии трех рек. В таком качестве поселок существовал до закрытия главной таможни в Верхотурье - до 1753 года. Через десять лет после этого события тульский купец Василий Ливенцов устраивает медеплавильный завод, который у разных владельцев, в том числе знаменитого Максима Походяшина, плавил руду до 1829 года. Медеплавильная история возобновилась в 1861 году и продолжалась до конца века. К тому времени в поселке насчитывалось 310 дворов, 1683 постоянных жителя, имелись церковь, земское училище, волостное правление.
Во время остановки заводов в этих местах жители занимались разработкой золотых и платиновых рудников, кроме того, огородами, охотой (лось, куница, белка, рябчик), сбором кедровых орешков. Династии охотников-лосятников, на пушнину лесуют до сих пор, ягодники и шишкари не переводятся. Правда, и лесозаготовками многие заняты. Сейчас в поселке около девятисот жителей.
Павда окружена горами, лесами. На горизонте видна гряда - Павдинский камень, Белый, между ними речка Белая (в нее впадают с одной стороны Красная, с другой - Глинка), Красный увал, Большой камень (на последних двух - знатные кедровники), вдали торчит гора Колпак, виднеется хребет - Казанский камень. Место замечательно обилием осадков осенью и глубиной снегов зимой.
- Около моста, там был переезд, находился большой постоялый двор Г-образной формы, фасадом на реку, - говорит краевед. - Здесь чинили хомуты, сбрую, была пекарня с настилом перед ней, две комнаты - харчевня, конюшни. Все закрыто крышей. Мать рассказывала: с первыми морозами обозы наезжали, везли муку, крупу, рыбу в обмен на орехи, ягоды, пушнину. Где магазин - стояло длинное, казенное здание с четырьмя отделами. Левое было закрыто. Будучи тогда главным геологом округа Б. В. Дидковский, в гражданскую - известный партизанский командир, собирал коллекцию минералов. С оравой пацанов мы добирались до стеллажей, набивали карманы камушками. Потом белые все куда - то вытряхнули. Церковь была, в 1914 году ее реконструировали - вместо одного два купола сделали. Сейчас там клуб. На реке напротив кладбища кузница была. Амбары строили на четыре сусека, без мха, полы из горбыля, чтобы мыши не водились.
Федор Георгиевич с удовольствием вспоминает, как ходили за брусникой с пестерями, как неделями, до снегопада, собирали орехи в кедровниках, какие хлебы пекли, как мыли золото, как обновляли Бабиновскую дорогу - кувалдочками дробили щебенку в горах, трамбовали специальными чурками с ручкой.
Со знающим человеком побродили по улицам, "по горам и долам", даже по кладбищу. Все павдинцы горюют: упустили большой пруд. Власти хотели поднять уровень воды, да перемудрили. Не стало в поселке такой красоты. Федор Георгиевич завел нас в дома своих родственников. У сводной сестры Марии Петровны Постоноговой не дом, а готовый музей: фотографии в рамочках, стулья, диванчик, зеркало, иконы, печка, полати, прочный деревянный пол. Наличники резные... Показал и двухэтажный деревянный дом с огромным амбаром под двускатной крышей: две двери, выход на картофельное поле, еще три двери. Наверху сеновал. Говорят, на втором этаже (прихожая и четыре комнаты) квартировал сам Борис Владимирович Дидковский (1883-1938), о котором на памятном камне в сквере сделана такая надпись: "В Павде жил с 1913 по 1918 годы, главный геолог Николае-Павдинского горного округа. В марте 1917 года руководил установлением Советской власти в Павде и Кытлыме. Осенью 1918 года под его руководством был сформирован партизанский отряд, который в течение трех месяцев защищал подступы к Кизелу и Соликамску от белогвардейцев Колчака".
За мостом вышли на тихую улочку Ломоносова, которая когдато именовалась Соликамской. Познакомились с хозяином последней избы шестидесятилетним Василием Андреевичем Аняновым. Седой, в красной ковбойке, безрукавке и галошах. Работал бульдозеристом в леспромхозе. Дом купил четверть века назад. Он рассказывает:
- Раньше здесь заборы были, прогон скота. Слева покосы, справа лес. Сюда уходила Бабиновская дорога. Реки Ляля и Павда поблизости сходятся, начинается болото. В ограде стоит приметный проезжающим кедр. Вырублено все, лесозавозные дороги кругом. Не сразу и найдешь старую: то теряется , то совмещается, то настоящая показывается. Сейчас улицы разбиты техникой, а раньше зеленые были. Старики литовки пробовали на них, ребятишки в лапту играли, а теперь камни...
Еще раз бросаем взгляд на неприметную "Бабиновку", на поленницу дров у забора, синеющие вдали увалы, леса...
Ю. С. Чирков
Деревня "Павда" насчитывает более чем четырехсотлетнюю историю. Возникла она на месте вогульского поселения при строительстве дороги из столицы в Сибирь. На протяжении более чем двух веков, дорога, названная народом «Бабиновской», по имени ее создателя, выполняла роль своеобразной стержневой магистрали освоения сибирских земель и была единственным маршрутом, соединявшим Европу с Азией. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции.
Сегодня "Павда" это туристическое и духовно развивающее направление, не единственное на что направлена энергия людей созидающих это место. Уже несколько человек переехали на постоянное жительство в деревню и воплощают свои идеи, занимаясь любимым делом.
Сегодня вы можете познакомиться с мастерами, которые живут и работают в поселке Павда или часто приезжают на базу «Таежная Рось», чтобы порадовать нас своими новыми работами, мастер-классами, авторскими программами.
Летят года, проходит век за веком,
Все созданное в мире человеком
Храните, человечество любя, —
Многое живо, вам благодаря.
В Павде, в Доме Культуры находится краеведческий музей, в котором собран большой материал по истории поселка. В нем можно узнать почти все об истории происхождения поселка, и о жизни здесь. Первое население Павды – “демидовские” каторжане. Сюда из пригоняли мыть золото, да медь добывать, поселок изначально назывался “Павдинской горнозаводской дачей”. Следующий поток в Павду – ссыльные времен “сталинских” репрессий. И все это перемешалось с манси, “вогулами”.
Музей ведет свою историю от основания с 2005 года г. Музейный фонд насчитывает более тысячи экспонатов. Музей представляет экспозиции и выставки, рассказывающие об истории Павды с древнейших времен до современности. Постоянно действующие экспозиция «На путях в Сибирь – Бабиновская дорога» — это история строительства дороги, которая повествует об освоении Урала русскими первопроходцами.
Краеведческий проект "Павда-глубинка Урала"
Крестный ход в честь Святителя Николая Чудотворца п. Павда
Черная речка.
Чертова поляна.
Заколдованная гора.
Гора ведьм.
В окрестностях посёлка были открыты россыпные месторождения золота и платины. Пик добычи золота пришёлся на 1915—1917 годы, в то время в посёлке начали строить двухэтажные дома. После спада добычи некоторые дома так и остались недостроенными и до сих пор в них используются только первые этажи.
В XVIII веке была построена каменная однокупольная церковь во имя Николая Чудотворца. В 1914 году к ней был пристроен придел, сооружён второй купол. В 1920-е годы церковь была закрыта и превращена в клуб, в 1940-е разобрана на кирпичи