Землепроходец Артемий Бабинов в памяти потомков

Г.Н.Чагин Землепроходец Артемий Бабинов в памяти потомков

Чагин, Георгий Николаевич (историк ; этнограф. Землепроходец Артемий Бабинов в памяти потомков //

Г. Н. Чагин Исторические знания народов Урала в XIX - начале XXI века. — Екатеринбург : Сократ,

2011. — С. 226-230.


На верхней Яйве (бывший Соликамский уезд), где экспедиция Пермского университета работала в 1978 г., установлена традиция преданий об Артемии Сафроновиче Бабинове, проложившем в 1595- 1597 гг. прямую дорогу из Соликамска в Верхотурье через Уральский хребет. Поразительно, что человек, живший в конце XVI — первой половине XVII в., до нашего времени не сошел с исторической сцены. Документальные свидетельства о нем представлены в экспозициях музеев Верхотурья и Соликамска.


Открытие дороги получило широкое освещение не только в летописях, документах, исторической литературе, но и в народных преданиях, в которых Артемий Бабинов часто называется Ортюшкой, Артемием, а иногда «сибирским вожем», «землепроходцем», даже «первым инженером». Известны случаи, когда жители многих уральских деревень объявляли его своим земляком, хотя в литературу вошло сообщение о том, что родом он был из д. Верх-Усолка Соликамского уезда.


Артемий Бабинов стал не только открывателем дороги, но и устроителем всей верх-яйвинской земли, лежащей на пути из Соликамска в Верхотурье. Царь Федор Иоаннович пожаловал его земельной дачей и выдал грамоту, чтобы «с его деревни и с его двора пошлины и оброки не брали... и велел ему по той же новочищенной Сибирской дороге жить на Ейве-реке на льготе и слободу устроити для проезду воевод наших и служилых и всяких людей, и наших соболиных и денежных казны и хлебных запасов...» 1


Было время, когда посадская община Соликамска не считалась с царской грамотой и заставляла Артемия

Бабинова платить налоги. По этому поводу он подавал челобитную царю Михаилу Федоровичу.


В 1617 г. царь Михаил Федорович новой грамотой подтвердил служебные обязанности и льготные условия проживания Артемия Бабинова: «И ныне де на том месте (в слободке Верх-Яйва. - Г.Ч.) жильцов всего 6 человек, а больше же туда на такую пустынь никто нейдет, что место пустое и пашни нет. А в прошлом 1615-1616 годах воздвигли они нагие богомолье - храм Во имя Введения Пречистые Богородицы. И велено ему по тем жалованным грамотам владеть по Ейве-реке вверх от Сибирской дороге 20 верст до р. Чикман, вниз по Ейве 15 верст до Ика-реки - пашнями, сенными покосы и всякими угодьи за его службу».


С открытием сухопутного пути в Сибирь Артемий Бабинов перешел на государственную службу. На всем протяжении дороги (от Верхотурья она шла до Туринска и Тюмени, а это еще 700 верст) он учредил станции-ямы, принимал меры к «убыстрению почтовой гоньбы» совершенствовал проезд. Основанная им Верх-Яивинская слободка позднее стала погостом и волостным центром..


Поразительно: как только в 1978 г. этнографы вступили на верхнеяйвнискую землю, так и услышали об Артемни Бабинове. О нем знали люди старшего и младшего поколений. Приведем некоторые высказывания старожилов земли, которую обустраивал землепроходец в Сибирь.


«Артемий Бабинов тайно увязался за вогулами. Чтоб не потерять сокму (тропу. - Г.Ч.), он заламывал ветки деревьев. Так и прошел через Уральский хребет», - услышали от А.С. Старцева, 1891 г.р. «Верх-Яйве почти 400 лет. Артемий Бабинов жил в Соликамске и задумал провести тракт от Соликамска до Верхотурья. До нашего села другого не было. Дорога шла на село Растес, у которого она сворачивала в сторону, поэтому и назвали место и село Растесом. Был в Верхотурье. Туда ходили молиться мощам Симеона Праведного.

Плохо походил на человека, но все же молились», — вспоминал В.Ф. Пинягин, 1894 г. р.


«Артемий Бабинов слышал, что вогулы жили по Чанъве. Пришел к ним, сказал, что нужно делать дорогу. Они ему дорогу показали. Рубили лес и в одном месте ушли в сторону. Вернулись, нашли прямой путь, но место, где заблудились, назвали Растесом. Тут был ям. Дана была Артемию грамота от государя на землю на левом берегу Яйвы. Имел хорошую дачу. Потомки держали грамоту в туеске с двойным дном. Дачу продали Бердинскому, лесопромышленнику. Похоронен Бабинов на левом берегу Яйвы, на правой стороне от дороги. Раньше там был обтесанный камень, стояла избушка. Там хоронили из всех деревень, потому что на той стороне было больше людей.

В Верх-Яйве был ям. Часовню в д. Коченгино строил Бабинов», — рассказал В.П. Старцев, 1899 г.р.


«Бабиновская дача была в 300 тысяч десятин. Копию с грамоты, полученной Бабиновым от русского правительства, снял И. П. Васев, житель д. Гашковой. Хранилась грамота в берестяном туеске с двумя днищами, но она не сохранилась. Потомок Артемия Бабанова Степан Иванович Бабинов и староста Федор Алексеевич Старцев продали грамоту Бердинскому. Вырученные деньги поделили между сыновьями и дочерьми Степана Ивановича: по 5 тысяч сыновьям и по 3 тысячи дочерям. Часть денег пошла в руки старосте. Бабиновы не сумели использовать свои возможности, как Строгановы, не развернули какое-либо производство, так как были неграмотными. Купив грамоту, Бердинский начал заготовку леса по Чикману, Яйве», - вспомнил П.П. Шешуков, 1894 г.р.

«Слышал от отца, как дорогу стали проводить, так появились здесь люди. В д. Коченгиной жили Бабиновы - 6 сыновей и 4 дочери. Были они бедные. Артемия докормили до смерти и получили его дачу. Дачу продали Бердинскому из Перми. Но братьям оставили 12 тысяч десятин, дочерям - 3 тысячи. Дача находилась между Чикманом и Яйвой», — знал от своего отца Г.П. Пинягин, 1895 г.р.

Эти и подобные им сведения дают возможность более глубоко осмыслить историю верхней Яйвы.

Действительно, земельная дача Артемия Бабинова после его смерти переходила на правах личной собственности потомкам и в 1886 г. была продана пермскому лесопромышленнику Бердинскому. Какого - либо развитого хозяйства на ней не возникло. Известно, что в 1765-м и в 1822 гг. при Генеральном межевании земель дачу отнимала у потомков казна 2. По поводу незаконно замежеванных земель потомок Артемия Бабинова Кондратий Силыч Бабинов в 1820-е гг. заявлял в суд. Дело в Пермском окружном суде рассматривалось долго. По поводу него в «Пермских губернских ведомостях» появилась специальная статья под названием «Вековая тяжба Бабиновых» 3.

Последним, кто вступил в права собственности, был племянник Кондратия Силыча Бабинова Степан Иванович Бабинов. Кроме того, известно, что Кондратий Силыч Бабинов в 1840-е гг. рассказывал управляющему имением Г.А. Строганова Ф.А. Волегову, что часть земли Бабиновской дачи несправедливо «замежевывали» князь Голицын и княгиня Бутеро к с. Яйвинскому (находилось в низовьях р. Яйвы) и заводовладельцы Всеволожские к Александровскому заводу. Кондратий Силыч дважды обращался в Пермскую межевую контору и межевую канцелярию, но положительного результата не получал 4. Есть сведения, что какой-то частью земель Бабиновых владел врач г. Екатеринбурга И.И. Генних, так как в 1854 г. у него хранился «подлинник грамоты, данной Бабинову»

Кроме преданий, услышанных в экспедиции, приведем еще одно, попавшее в 1859 г. на страницы газеты «Русский дневник»: «Артюшка Бабинов, сибирский вож, — как называла его жалованная грамота, — странствуя по лесам за 5 дней дошел до Верхотурья, но там ему не поверили. Выделили ему провожатых, и он по затескам вывел прямо в Соликамск. Рассказ этот, как родовое предание, передается из уст в уста у потомков Бабинова, проживающих ныне в деревне Чикман Верх-Язьвинского прихода (здесь допущена неточность в названии, следует читать ВерхЯйвинского. — Г.Ч.), где была Бабиновым построена деревянная церковь для моления за великих государей. Церковь и теперь еще существует, только служба совершается не в ней, а в новой» 5

По словам старожилов, местом проживания последних потомков Бабинова была другая деревня — Коченгино, расположенная ближе к р. Яйве и с. Верх-Яйва. Во время работы этнографической экспедиции деревня оставалась уже нежилой. Но этнографам указали дом Степана Ивановича Бабинова. Его сыновья Степан, Матвей, Алексей, Иван, Борис, Василий проживали в собственных домах, а четыре дочери вышли замуж в деревни Ерзовка, Коченгино, Селянка, Махнево.

У старожилов верхней Яйвы, на что они обратили внимание пермских этнографов, оказывается, принято произносить фамилию Бабинов и название дороги — Бабиновская — с ударением на третьем слоге, а не на первом, как они услышали от приезжих людей или же на втором, как обозначено в Большой советской энциклопедии 6.

Достоверность факта захоронения Артемия Бабинова на кладбище с. Верх-Яйва подтвердить какими-нибудь документальными свидетельствами пока не представляется возможным. Может быть, здесь похоронен не сам открыватель дороги, а его потомок, возможно, тоже знатный. Но и опровергнуть информацию нельзя, так как многие старожилы говорили об этом с большой уверенностью, ссылаясь на рассказы предков.

Этнографы в 1978 г. не смогли отыскать намогильный камень с именем Бабинова, поскольку с 1914 г. здесь захоронений уже не велось и кладбище заросло лесом. В начале 2000-х гг. на месте предполагаемого захоронения установлен памятник Артемию Бабинову с надписью, что он является «первопроходцем из Соликамска в Верхотурье и устроителем жизни на верх-яйвинской земле»


1 Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 1. М.;Л., 1937. С. 449-450.

2 ГАПК. Ф.672, оп.1, д. 39; Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской гу бернии 1907 г. — Пермь, 1907. С. 109.

3 Вековая тяжба Бабиновых // ПГВ. - 1898. - № 29; Шилов A.В. Бабиновы: эпизоды борьбы за наследство // Пути

сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии: материалы международ. науч.-пракг. Конф. –

Березники, 1997. — С. 27-29.

4 ГАПК. Ф.672, on. 1, д. 39.

5 Словцов И. Соликамск в настоящем и прошедшем // Русский дневник. — 1859. — №72.

6 Чагин Г.Н. На земле Артемия Бабинова // Верхотурский край в истории России. — Екатеринбург, 1997. — С. 30