Жилые и хозяйственные постройки

Жилые и хозяйственные постройки

В северо-восточном Прикамье распространена была срубная техника, чаша-обло выбиралась в бревне сверху, а паз – снизу. Теплые хлева возводились с приме нением техники более архаичной – заплотной.

Во всех обследованных поселениях, находящихся как по верхним притокам Глухой Вильвы, так и по верхней Яйве, преобладал характерный для конца XIX –начала XX в. трехкамерный тип усадьбы. Его отличало наличие двух изб и сеней между ними. Такое жилище соединялось с двором по типу двухрядной связи.

Для сооружения усадебного комплекса рационально использовался рельеф местности. Жилище ставилось вдоль склона и реки, сзади вплотную примыкал массивный двухэтажный двор, несколько уходящий в землю. С нагорной стороны устраивался бревенчатый наклонный настил взвоз – для въезда на верхний ярус – повить – двора. Жилые избы возводились на подклети, поэтому с фасадной стороны находилось высокое крыльцо. Крыльцо сооружалось двух типов: на ряжах с прямым спуском или на столбах с обязательным расположением лестницы вдоль стены.

В старых избах больше сохранялось архаических конструктивных элементов:

самцовые (безгвоздевые) крыши, бревенчатый потолок, спуск в подклет – голбец – у печи со стороны входной двери, отдельный вход в подклет с улицы через особую дверь.

Устройство поздних построек имело другие признаки: стропильные крыши, большие окна, вход в голбец за печкой, низкий подклет. У жилых изб крыши были двухскатными, и только у самых поздних построек появлялись четырехскатные стропильные крыши. Новыми признаками в большей степени обладало жилище верхней Яйвы.

На дворах крыши повсюду двухскатные, с князьком, установленным параллельно жилым избам. Фронтоны дворов обычно широкие, с массивными столбами, в пазах которых закреплялись концы бревен, горизонтально уложенные в сруб (деревни Сим, Проничи, Камень). Иногда же вертикальное бревно встраивалось для крепления лишь одного фронтона, а не стены.

На многих самцовых крышах сохранились скульптурно оформленные крюки –курицы, но охлупных бревен участники экспедиций нигде не обнаружили. Для коллекции Соликамского краеведческого музея были приобретены две курицы с домов в д. Низовая. Самые выразительные курицы были обнаружены в д.Сим. Крыши на дворах, амбарах здесь исключительно самцовые, а на банях они другого типа: плоские (на один скат) и на два ската с князьковым бревном, опирающимся на бревенчатую клетку. В том и другом случае фронтоны открытые.

В поселениях по р.Глухая Вильва зафиксирован древний тип жилого дома. Он трехкамерный, но не со второй избой, а с хозяйственной клетью на погребе, постав-

ленной вплотную к сеням. Весьма примечательно, что в 1970-е гг. в д. Полом сохранялось в одном ряду десять таких домов.

Клеть по сравнению с жилой избой обычно имела меньшие размеры, вход в погреб устраивался с улицы, т. е. с фасадной стороны.

Дома такой конструкции были широко распространены в Северном Прикамье не позднее конца XVI – начала XVII в. Поэтому существование их здесь (что известно и по устной информации старожилов, и по сохранившимся постройкам) еще раз доказывает, что изучаемый регион сохранил многие архаические черты русской строительной культуры.

Внутренняя планировка изб во всех обследованных поселениях оставалась севернорусского варианта. Основу интерьера составляла глинобитная печь, закрепленная деревянной рамой (опечком). Красный угол размещался по диагонали от печи. Обустраивалась изба исключительно встроенной мебелью: ниже окон – лавками, над окнами – полками (полицами), над входной дверью – полатями, на кухне – шкафом (залавком) и полками (брусьями), отделяющими кухню от переднего угла, возле входной двери и печи – шкафом (голбцем), внутри которого размещалась лестница для спуска в подклет (голбец).

Много ценного материала для изучения типов построек крестьян, проживавших в деревнях по р.Глухая Вильва, дают две усадьбы в д.Сим.

Жилой дом И.И.Ванькова представляет собой трехкамерную связь, поставленную вдоль склона и обращенную к р. Мекшор. С нагорной стороны к ней вплотную примыкает двухъярусный двор с взвозом. Наиболее старой является восточная изба.

Она рублена топором. По словам хозяина дома, сруб избы привезли из д. Камень (эта деревня признается намного старше д.Сим), где он простоял лет 10.

Вторая (западная) изба новая, срублена в 1920-е гг. самим И.И.Ваньковым. До ее возведения жилище было двухкамерным – варианта изба+сени.

Под новой избой имеется высокий подклет, в который устроены два входа – с улицы и из избы. Трехкамерная связь перекрыта двухскатной крышей, на старой избе – самцовой конструкции, а на новой – стропильной.

Важной частью постройки является крыльцо. Традиция устройства крыльца на столбах уходит в глубокую древность. Так как фасад дома выходит к нижней части склона, то, естественно, необходимо было воздвигнуть высокое крыльцо. И. И. Ваньков построил высокое крыльцо на четырех столбах – по два у стены и с внешней стороны. Площадка – рундук – над полом крыльца с двух сторон прикрыта полубревенчатыми пластинами. С внешней стороны, т. е. напротив входной двери в сени, полубревна укреплены не сплошь, а с интервалом между четвертым и пятым рядами до полуметра. Благодаря этому появилось пространство для обозрения с крыльца местности. Вход на крыльцо был открытым, лестница располагалась вдоль стены.

Крыльцо, которое мы описываем, соответствует той характеристике, которую дал И.В.Маковецкий: «Мы не обнаружили в крыльцах селения Сима какой бы то ни было художественной обработки конструкивных элементов. Разнообразие внешнего облика срубов крылец, степень их архитектурной выразительности в каждом отдельном случае достигались пропорциями и размерами сруба, характером прямого или криволинейного завершения дверного проема, прямолинейной или полуциркульной формой окон».

Вторая усадьба принадлежала А.К.Митраковой. Она так же, как и первая, состояла из трехкамерной связи с двумя жилыми избами и вплотную примыкавшим двухэтажным двором. Избы и двор имели отдельные двускатные крыши. Фасад дома ориентирован на юг, на реку, в противоположную сторону от проезжей дороги и основной части деревни, что характерно для беспорядочной застройки. Жилище типично в плане его эволюции. Западная изба старая, построена в 1880-е гг. На ней крыша самцовая с крюками-курицами и выступающими на торце сруба двумя верхними бревнами, образующими кронштейны повалы. Повалы расширяют опору для кровли. Благодаря этому фасад крыши выступает далеко от сруба и защищает его стену от атмосферных осадков.

Восточная изба имеет новые конструктивные элементы – стропильную крышу, большие окна.

Она была построена в 1920-е гг. Крыльцо на фасадной стороне возведено на срубном основании, его верх забран с двух сторон досками. Спуск с крыльца находится вдоль стены, открытой стороной оно обращено на восток.

В каждой избе традиционное расположение окон – по два на боковой и передней стене. Внутренняя планировка изб севернорусского варианта, вместе с тем они различаются. В старой избе русская печь стоит в углу и попасть в подвал-голбец можно через западню со стороны входа. В новой избе печь выдвинута из угла и вход в подвал сделан за печкой. Таким образом, в одной усадьбе можно проследить эволюцию интерьера.

Впечатляюще выглядит двор усадьбы. Он стоит параллельно жилому дому. Длина его значительно больше дома – 17 м, а ширина – 9. Перекрыт двор двускатной самцовой крышей, на которой сохранилось много тесаных топором досок – тесин и крюков – куриц. В середине фронтонов под князек крыши подведены толстые столбы с пазами для удержания венцов сруба и фронтона.

В двух стенах двора, перпендикулярно примыкающих к дому, имеются широкие ворота. Теплые хлева находятся в дальней от жилого дома части двора и состав ляют первый этаж. Помещение над ними называется поветью и используется для хранения сена и некоторых хозяйственных вещей. На поветь можно заехать с возом сена по специальному взвозу.

Перед жилищем стоят в один ряд амбар и погреб. Они с повалами, обращенными к домам, и под двускатными крышами.

К северо-востоку от двора находятся колодец и баня. Усадьба с прилегающей пахотной и сенокосной землей окружена изгородью из жердей. Весь комплекс усадьбы выглядит монументальным сооружением, на него затрачено много леса.

Таким образом, обе усадьбы д.Сим отражают традиции и новации в строительной культуре и особенности севернорусского жилища.

Усадьбы верхней Яйвы подверглись изменению в большей степени, чем в деревнях по р.Глухая Вильва. Объясняется это прежде всего тем, что крестьянам верхней Яйвы приходилось вести более развитое хозяйство, заниматься извозом, а некоторым и торговлей, поскольку здесь проходила дорога из Соликамска в Верхотурье.

В трехкамерном связевом жилище замена клети второй жилой избой произошла значительно раньше на верхней Яйве, чем в селениях по р.Глухая Вильва. Об этом свидетельствуют два примера: старожилы верхней Яйвы в возрасте свыше 80 лет смутно помнили о клети, и уже в 1880-е гг. в деревнях было немало усадеб с двумя избами. Вход в дом оформлялся крыльцом на бревенчатом основании, а не на столбах.

В деревнях верхней Яйвы рано начали заменять курные (черные) избы на белые. В поздних избах кухня – куть – отделялась от переднего угла избы дощаной

стенкой – заборкой. Полки на кухне повсюду были уже не брусчатыми, а дощаными, причем они закрывались сверху доской. В обстановку избы входили двухподставные шкафы. В поздних избах такие шкафы со стеклянным верхом помещали прямо в заборке, и лицевой стороной они были обращены к переднему углу. В ранних избах шкафы стояли вдоль стены на кухне, а иногда возле печи, ниже стыка грядки и полатного бруса. Встроенным шкафом было удобно пользоваться, так как он находился рядом с шестком печи. Внешняя боковая стенка такого шкафа делалась из толстого бруса, и она одновременно могла служить опорой полатному брусу и верхнему голбцу – лежанке над западней. Наиболее типичные образцы такого интерьера этнографы обнаружили в деревнях Замельничная, Ерзовка, Коченгино, Гашково.

В деревнях по рекамГлухая Вильва и Яйва с середины XIX в. началось украшение интерьеров изб росписью масляными красками. Расписывали пришлые мастера опечки, палатные брусья, грядки, дверные косяки, перегородки. Больше всего сохранилось подобных интерьеров в деревнях Низовая, Замельничная, Гашково, Коченгино, Гари. Их домовая роспись близка к севернорусскому варианту. Старожилы рассказывали, что раньше было больше домов с росписью, но они не сохранились.

Роспись в интерьере была неразрывно связана с архитектурой жилища. Расписывали самые видные места – припечные доски, залавки, полки, шкафы, полатные брусья. Самые полные интерьеры обнаружены в деревнях Замельничная, Гашково и Коченгино.