Свои поэтические способности Изяслав Коляров впервые попробовал в 1957 году.
В журнале «Советская Отчизна». К слову, эту дату можно считать началом отсчета творческо-поэтического этапа в жизни этого, несомненно, талантливого человека.
“Дай мне себе не солгать!
Если себе не солгу,
Может быть, правду сказать
Людям о людях смогу”.
Этой молитвой начинается несомненно лучшая книга Изяслава Котлярова “И гром, словно эхо войны”. Примечательно, что она появилась в год 60-летия Победы, как своеобразная повесть о войне в стихах. В ней поэт обращается к фактам своей жизни, вспоминает малую родину, детство, что выпало на послевоенный период, мать, которая умерла в 1945 году в день Победы, отца, который «семь ран и пустой вещмешок припер на родные руины”.
По словам автора, то, что эта книга вышла в год 60-летия Победы — совпадение. Стихи эти не писались специально к этому дню. Они были сутью его жизни на протяжении долгих лет и “входили пунктирно” в предыдущие книги, а также печатались в журналах “Знамя”, “Нева”, “Аврора”, “Неман”, в альманахе “Поэзия” и в других изданиях. И когда Изяславу Котлярову предложили объединить их под одной обложкой, вопреки своему принципу не повторяться в новых сборниках стихами из предыдущих книг, он согласился, зная, что может чем-то обеднить самого себя. Потом поэт признался, что эти стихи ему вдвойне дороги тем, что события, описанные в них, дважды пережиты, — сначала наяву, а потом при воплощении в слово.
Когда-то всемирно известный кубинский поэт-сонетист Николас Гильен сказал, что написание сонетов — это крещение огнем в поэзии. Сегодня можно смело утверждать, что Изяслав Котляров с успехом выдержал такое крещение и является одним из известных сонетистов Беларуси.
“Куда б ни шел — иду к своей судьбе” — один из первых сборников сонетов автора. Его перу принадлежит также сборник из 15 венков сонетов “Но даже умираем, чтобы жить”. В 2001 году увидел свет венок венков сонетов “Земля простит, но не прощает небо”. Изяслав Григорьевич любит не только писать но и декламировать свое творчество.
Неслучайно, именно венком сонетов “Отец, отец...” начал для нас свое выступление Изяслав Котляров. Проникновенно прочитанные стихи нарисовали нам, молодым девушкам, картину жесткой послевоенной жизни, рассказали о смерти матери Котлярова, о возвращении с фронта отца. Большую часть новой книги занимают именно стихи об отце поэта. “Вдруг отец распахивает сени”, “Не смей! — отец ремень снимал”, “Наташка” — это лишь малая часть того, что прочитал Изяслав Григорьевич для публики. Но говорить об Изяславе Котлярове можно не только как о серьезном поэте, который шлифует каждую строчку, но и как о переводчике высокого класса. А жена Изяслава Григорьевича поэтесса Софья Шах пробует переводить произведения Котлярова на белорусский язык.
О том, что Изяслав Котляров — поэт известный и любимый читателями, говорит и тот факт, что, когда он на презентацию своей последней книги, поздравить его приехала телекомпания “Лад”, а также корреспонденты многих изданий.
В данный момент Изяслав Котляров работает над новой книгой, которая пишется мучительно трудно, ведь, по словам самого автора, стихи любят соседство равных себе.
В беседе поэт признался, что его лучшие стихи еще не написаны и пока он живет, он готовит себя для самого главного дела, для самой главной книги.
Мыслям надеждою лыцу, —
их или им повторяю:
«В небе себя отыщу, коль на земле потеряю».
Глупо, наивно, смешно...
Что же я все-таки верю
в то, что мне смертью дано право на самопотерю?
Вон как плывут облака мимо и около взгляда... Господи, вдруг на века эта вот самоутрата?
Что ж я надеждою льщу,
что ж я опять повторяю:
«В небе себя отыщу, коль на земле потеряю...»