Еропкин Михаил Федорович
В своих воспоминаниях о войне ветеран Великой Отечественной войны Михаил Федорович Еропкин, которого в отряде называли Мишка-пограничник, всегда с восторгом рассказывал о храбрости своих боевых друзей Иосифа Кановича и Мойши Барга. Может, первый в приведенном списке погибших сын этого Мойши Барга? Вспоминается имя Франко Родика, еще до освобождения он вместе с друзьями-партизанами подписывал Акт о сожженных фашистами деревнях Зиняки и Огородище. Состоялось подписание 5 февраля 1944 года. Есть сведения о том, что подпольщик Николай Слатвинский установил связь со знакомыми молодыми узниками гетто и готовил их к побегу и переправке в лес. Однако смерть Слатвинского в мае 1942г. не позволила осуществить этот план. Простые люди знали друг друга и , при возможности, старались передать в гетто еду и одежду. Но это было очень рискованно. Только были и другие случаи, противоположные доброте и состраданию. Находились те, кто не стеснялся грабить пустые еврейские дома. Рассказывают, что один из таких забрал в еврейском доме шкаф и радовался тому, что он тяжелый. Открыв шкаф дома, он увидел там тело хозяина-еврея, покончившего жизнь самоубийством. Разные люди, разные поступки... а вот еще один пример, который много рассказывает об отношениях между евреями и другими жителями местечка . В то время, когда начало организовываться гетто, были случаи, когда евреи отдавали свои ценные вещи соседям-православным: если останусь жив - вернешь, но нет надежды, что они мне пригодятся…
Ликвидация гетто началась 6 июня 1942г., когда оккупанты согнали всех евреев на Рыночную площадь. Около 100 молодых людей были арестованы и вывезены в лагерь Старосельце под Белостоком. В этой группе был Микаэль-Мейер Езерский, которого, по его словам, не смогли выкупить его родные, члены юденрата Гедалиях Бурахович и Берл Верников. Позже эта молодежь работала на железнодорожном строительстве в Белостоке и окрестностях. Заключенные поняли, что готовится ликвидация гетто, так как к этому времени в Острино стало известно о судьбах гетто в близких Василишках, Радуни и Щучине. Группа молодых людей из 12 человек, среди которых был сын председателя юденрата Вигдоровича, совершила неудачный побег из гетто - все беженцы были найдены гитлеровцами в окрестных деревнях и расстреляны.
В конце октября 1942г. (по утверждению Шломы Боярского, это произошло 1 ноября) немцы приказали юденрату собрать всех без исключения евреев на Рыночной площади. С собой было разрешено взять вещи. В тоже время местным жителям было приказано явиться туда же с повозками. Когда евреи были собраны на Рыночной площади, их окружили немецкие жандармы и приказали грузиться на крестьянские подводы. Мужчины старались в первую очередь посадить женщин и детей. Полицейские в это время проверяли дома в гетто и расстреливали тех, кто по каким-либо причинам не мог прийти на площадь, либо надеялся спастись, остаться незамеченным.