Книга «В полет сквозь годы» ― воспоминания Александра Васильевича Белякова, рассказано о совместной работе Белякова с Гуревичем в 1935 году:
В полет сквозь годы / А. В. Беляков; [Предисл. Г. Ф. Байдукова]. - 2-е изд. - Москва : Воениздат, 1988. - 335, [1] с., [10] л. ил.; 21 см.
Выходные данные изданий указаны по электронному каталогу Российской Государственной Библиотеки (РГБ), в которой имеются три издания книги. Издания 1981 года и 1982 года явно похожи (совпадает количество страниц), вероятно эти издания отличаются только полиграфическим исполнением. Это прижизненые издания, я взял цитаты из распознанного текста издания 1981 года и сравнил текст цитат со сканом издания 1982 года. Никаких отличий в тексте книги я не заметил, однако в распознанном тексте издания 1981 года отсутствуют подписи к иллюстрациям. Второе издание 1988 года заметно отличается от первого по количеству страниц, но я не проверял текст цитат по этому изданию.
Книга «В полет сквозь годы» очень известная, эту книгу можно найти во многих библиотеках. Поэтому на этой странице размещены только сканы страниц книги с цитатами о лётчике Гуревиче.
При подготовке к перелёту через Северный полюс в 1935 году Гуревич был «запасным лётчиком», а Беляков ― «запасным штурманом». Поэтому при старте основного экипажа в Гуревич и Беляков некоторое время сопровождали их на другом самолёте. Беляков довольно подробно рассказал в мемуарах о событиях 1935 году, фамилия Гуревича упоминается 4 раза, ещё несколько раз Гуревич упоминается косвенно («мы»). Кроме этого, в книге размещена общая фотография «основного» и «запасного» экипажей 1935 года. Однако инициалы Гуревича в книге указаны неправильно, и в тексте книги, и в подписи к фотографии.
При прочтении книги брасается в глаза, что автор совершенного ничего не написал о гибели Гуревича в августе 1937 году. При этом автор довольно подробно описал историю исчезновения самолёта Леваневского в 1937 году и отдельно выделил гибель штурмана Левченко. Это явно странно, так как во время гибели Гуревича Беляков находился в Москве и наверняка знал о гибели Гуревича хотя бы из публикаций советских газет.
Также следует отметить низкий уровень редакторской работы при издании мемуаров. При описании такого известного события, как гибель советского дирижабля в феврале 1938 года, в книге были допущены две существенные ошибки. На самом деле катастрофу потерпел дирижбль В-6, причем экипаж погиб не полностью.
Но вернемся к тем дням, когда я был включен в состав экипажа Героя Советского Союза Леваневского. В экипаже нас пять человек: командир и первый летчик — С. А. Леваневский, второй летчик — Г. Ф. Байдуков, штурман самолета — В. И. Левченко, запасной летчик В. Н. Гуревич и я — запасной штурман и тренер. [141]
...
Для изучения радиостанций, радиопередачи ключом, приема на слух всему экипажу, включая и меня, как запасного штурмана, были приглашены соответствующие специалисты. Мы без промедления приступили к ежедневным систематическим занятиям. А способы аэронавигации Байдуков, Гуревич и Левченко изучали под моим руководством. [143]
...
Я отправляюсь к другому самолету — АНТ-7, на котором вместе с Гуревичем будем сопровождать экипаж Леваневского на первом участке пути. Взлет Сигизмунд произвел безукоризненно. Мы взлетели вслед за ним по другой полосе. Погода благоприятствовала полету, и ничто не предвещало неудачи. Но, провожая АНТ-25 до Череповца, откуда мы вернулись обратно, я заметил, что Левченко зачем-то высовывал руку из кабины летчика и штурмана и протирал стекла кабины.
Когда мы приземлились в Щелково, Туполева здесь уже не было. Он давно уехал на Центральный аэродром, где помещался небольшой штаб перелета. Отсюда вели связь с экипажем Леваневского, и я последовал за конструктором. Туполев сидел в штабе, чем-то озадаченный и взволнованный. Стало известно: самолет АНТ-25 уже достиг Кольского полуострова, но экипаж сообщил: «Выбивает масло из-под капота двигателя». На наших тренировках такого случая не было. И вот новая радиограмма за подписью Леваневского: «Что означает зеленый цвет масломера?» [145]
...
Тогда же было решено командировать Леваневского в Америку — поискать там подходящий самолет. А нас [147] пригласили к начальнику ВВС. Алкснис к экипажу отнесся сдержанно, как мне показалось, с пониманием и удовлетворил наши личные просьбы: Гуревича откомандировали в Гражданский воздушный флот, Байдукова определили летчиком-испытателем на авиационный завод, а я и Левченко были направлены учиться в школу летчиков в Севастополь. [148]
...
A. В. Беляков, Г. Ф. Байдуков, В. Н. Гуревич, С. А. Леваневский, B. И. Левченко (слева направо) [Иллюстрации]
...
Да, «покоряя пространство и время», мы несли и потери. Вслед за перелетами в Америку нашего экипажа и экипажа М. М. Громова 12 августа 1937 года по маршруту Москва — Фербенкс отправился экипаж в составе командира корабля С. А. Леваневского, летчика-испытателя Н. Г. Кастанаева, штурмана В. И. Левченко, бортмехаников Н. Н. Годовикова, Г. Т. Побежимова и бортрадиста Н. Я. Галковского. Пройдя Северный полюс, четырехмоторный цельнометаллический самолет конструкции В. Ф. Болховитинова потерпел катастрофу.
Радиостанции, которые держали связь с экипажем С. А. Леваневского, сообщали, что у самолета отказал один из моторов, затем он попал в мощную облачность, где началось обледенение. Последние принятые с борта радиограммы оборвались внезапно, и можно было предположить, что экипаж погиб или потерпел аварию при посадке.
Начались поиски самолета. Более двух месяцев опытнейшие полярные летчики обследовали десятки квадратных километров Ледовитого океана, начиная от острова Рудольфа. Но никаких следов обнаружить не удалось. В этой катастрофе погиб и Виктор Левченко, с кем мы вместе учились летать на Каче.
В феврале 1938 года новая трагедия: потерпел аварию дирижабль В-8, летевший снимать с льдины экспедицию Папанина. Погиб весь экипаж. [291]
Все использованные сканы страниц этой книги можно посмотреть на Google.Диске.