ФРИДМАН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ
06.05.1914 — 10.05.1994
Дата призыва
01.08.1939|__.__.1941|22.06.1941
Воинское звание:
ст. лейтенант|капитан|майор|мл.лейтенант
Место рождения:
Белорусская ССР, Полесская обл., Мозырский р-н, г. Мозырь
Белорусская ССР, Полесская обл., г. Мозырь|г. Мозырь. БССР
Место службы:
газета "Летчик Балтики" ВВС КБФ|61 авиац. бр. ВВС КБФ
61 авиац. бр.; ВС КБФ|61 ав. бр.
Награды:
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Орден Красной Звезды
Орден Отечественной войны II степени
Мы жили тогда в Ленинграде – папа, мама, и крошечная я. 22 июня 1941 года мой отец, Фридман Михаил Семёнович, 27-и лет, был мобилизован и назначен редактором газеты 61-й авиабригады на Балтике. В этот первый день войны, на маленьком Петергофском аэродроме, в походной типографии вышел первый номер газеты, которая называлась «Победа». Папа был ее бессменным редактором до конца 1944 года. Газета выходила ежедневно. Первые три месяца – под грифом «после прочтения сжечь», потом – «сжечь» изменили на «уничтожить», а примерно через год – «прочти и передай товарищу». За время войны редакция 23 раза меняла свой адрес. Она кочевала вдоль Балтики с одного фронтового аэродрома на другой, прошла путь от Ленинграда до Кенигсберга вместе со своим летающим читателем. В редакционном автофургоне размещалась полевая типография и небольшой личный состав редакции – журналисты и полиграфисты. Нередко номер готовился под огнем врага, в голодные блокадные дни и бессонные ночи, но “Победа” всегда выходила в срок. Папе удалось сохранить все четыре годовых подшивки своей родной газеты. Это единственные уцелевшие подшивки и они будут переданы в Российскую национальную библиотеку им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Когда я снова и снова перечитываю пожелтевшие страницы, мне кажется, что тогда, 65 лет назад, были все-таки немножко другие люди, какие-то светлые, бесстрашные, умелые, веселые. Многие летчики и техники были военкорами «Победы». Они писали ярко, образно, азартно, по большей части не о себе, а о подвигах товарищей. Довольно часто репортажи заканчивались четверостишиями:
Пусть день и ночь грохочет канонада,
Мы выстоим, но вас из блиндажей,
Как погань, вышвырнем, и Ленинграда
Вам не видать, как собственных ушей.
Подписывались четверостишия «звено истребителей», но папа мне рассказывал, что по большей части их сочинял летчик-асс, впоследствии Герой Советского Союза Игорь Каберов, бесстрашный, отчаянный, веселый человек из Нижнего Новгорода, поэт, музыкант, потом он написал несколько книг о войне, в частности, «В прицеле свастика». Когда авиаполкам начали присваивать наименование гвардейских, папе было поручено подготовить текст гвардейской клятвы. Клятва была написана за ночь. Первыми ее принимали гвардейцы 61-ой дивизии, летчики, мотористы, краснофлотцы. Потом она стала присягой для гвардейских авиационных частей по всей Балтике. Папе выпала честь и самому принимать эту клятву. Ее текст приводится в книге Н.К.Чуковского “Балтийское небо”. Николай Корнеевич дружил со многими летчиками, писал о них в ”Победе”, а потом они стали прототипами героев прекрасного романа о войне. Отец демобилизовался в 1949 году и судьба снова привела его в Петергоф. На месте небольшого аэродрома, с которого для папы началась война, вырос жилой массив, посередине которого стояла школа. В 1972 году папа создал в этой школе музей боевой славы своей родной дивизии, Этот музей жив и сейчас и очень любим школьниками. Папа мечтал дожить до 50-летия победы. Он не дожил до этого дня ровно год. В свой последний день он успел взять свое последнее интервью у датских потомков династии Романовых, приехавших на майские праздники в Петергоф.
Когда увидела снимок Бринько, сразу вспомнилось, как много лет каждое 9-ое Мая мы с папой приезжали в Низино, где находилось строительное военное училище, на территории которого стоит памятник-обелиск на братской могиле, за которой бережно ухаживают курсанты. На площади перед училищем уже стояли трибуны и начинался митинг, на котором кроме ветеранов присутствовали курсанты, руководство училища и жители посёлка Низино. Потом все колонной шли к обелиску. Там возлагали венки и цветы, митинг продолжался, каждый мог сказать что-то в память о героях. Всё заканчивалось салютом, который производили курсанты по приказу начальника училища. Последний раз это было 9-го мая 1994 года. Папа тепло попрощался с начальником училища. Они пожелали друг другу встречи через год. 10 мая папы не стало. После этого я не была в Низино.
Немного подробностей . Каждое 9-ое Мая ветераны из разных городов приезжали в Ленинград на День Победы.Они разъезжались по всем братским могилам, посещали все памятники погибшим героям. Вспоминали всех. Папа отвечал перед советом ветеранов за встречу и организацию митинга у обелиска в Низино. Думаю, что так решили потому, что жизнь папы тесно переплелась с Петергофом: здесь в первый день войны вышел первый номер газеты "Победа", редактором которой он был назначен, сюда он вернулся в 1949 году после демобилизации, здесь жил и работал до своего последнего дня...
Представление на награждение
Звание: ст. лейтенант
в РККА с 1939 года Место службы: 61 ав. бр.
Представление на награждение
Звание: капитан
в РККА с 1939 года Место службы: газета "Летчик Балтики" ВВС КБФ
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»