Лукьянов Иван Петрович

Биография Ивана Петровича Лукьянова


Дата рождения: 1912

Дата смерти: 30 июня 2016

Иван Петрович родился в городке Щекино Тульской губернии. Первый трудовой опыт получил в шахте - добывал уголь. Там вступил в комсомол. Когда Лазарь Каганович приезжал с рабочим визитом в Подмосковный угольный бассейн, одним из пунктов его программы было вручение отличившимся комсомольцам памятных подарков. 

Подарок Кагановича - фотоаппарат "Лейка" прошел с Лукьяновым всю войну. А тогда ничто не предвещало невысокому худощавому пареньку летной славы. Полеты были еще в диковину, и летчик Валерий Чкалов был кумиром всех мальчишек. Но молодая Страна Советов призвала комсомол на восстановление флота и авиации, и в двадцать с небольшим тайком от матери Ваня поступил в летное училище. Там ему довелось встретиться со своим кумиром, легендарным летчиком Валерием Чкаловым - тот приезжал инспектировать училище. 

С 1934 года накрепко связал свою жизнь с авиацией. Сначала учился, потом был лётчиком, командиром авиазвена, авиаотряда, батальонным и полковым комиссаром, начальником политотдела авиадивизии.

Боевое крещение принял в годы Советско - Финляндской войны. Балтийские соколы летали в разведку, на штурмовку военных объектов, сопровождали и прикрывали корабли. Лейтенант И. Лукьянов провёл 94 боевых вылета. Его героизм и мужество были отмечены высокой наградой Родины - орденом Ленина. 2 Июня 1940 года в Кремле лётчику орден вручил Михаил Иванович Калинин.

Гордость

«Дорогой Ваня, будь сильным и смелым. Бей фашистов так, как бил белофиннов в 1940 году», - писала Евгения Тимофеевна в Действующую армию своему сыну, летчику-орденоносцу Ивану Петровичу Лукьянову.

Матери казалось, что ее сын стоит сейчас рядом с ней, в этом маленьком домике, где родился и вырос; стоит, смотрит на мать и улыбается. Нет, не только прочтет, но и услышит этот материнский наказ от всего сердца, услышит ее горячие слова, ее голос.

Сын вырос здесь, в деревеньке, рядом с г. Щекино. Воспитала его комсомольская организация горняков. Иван был хорошим шахтером, застрельщиком социалистического соревнования на шахте. Ему доверили работу комсорга на одной из шахт. Доверили и не ошиблись. Лукьянов личным примером и опытом помогал товарищам налаживать ударную работу. Однажды, рискуя жизнью, он предотвратил крупную аварию.

        На шахте комсомольцы сумели хорошо поставить работу осоавиахимовской организации. Занимаясь в различных кружках, молодые шахтеры овладевали военными специальностями. 

Лукьянов стал застрельщиком изучения летного дела, увлекался планеризмом. Мать заволновалась, когда узнала, что сын уезжает учиться в одну из военных школ летчиков.

- Не уезжай, Ваня, опасно это, - пыталась, было, она уговорить его.

- Нет, мама, - упрямо отвечал Иван, - хочу, и буду летать. Опасно для тех, кто не умеет, а кто с толком учиться, тот в воздухе вдвое сильнее, чем на земле. Оправдались эти слова. Давно летает Иван на боевых машинах, давно доказал свою силу и мастерство. Об этом ярче слов говорит сверкающий на его груди орден Ленина - награда за отличное выполнение боевых заданий в борьбе с белофиннами. 

Он совершил 79 боевых вылетов. И их эскадрилья за все время боевых действий не потеряла ни мной машины, аварий тоже не было, хотя состав эска­дрильи, в отличие от многих других, состоял из молодых летчиков.

Иван Петрович Лукьянов - летчик Краснознаменного Балтийского флота - летает над теми водами, где некогда приходилось плавать его отцу, моряку-балтийцу.

Недавно Указом Президиума Верховного Совета СССР старший лейтенант Иван Петрович Лукьянов награжден вторым орденом Ленина. Он, как и год, назад, вновь водит грозные боевые машины, метко бомбит военные объекты врага, таранит самолеты Фашистских захватчиков.

Мать гордится сыном, бесстрашным летчиком, сын - матерью, передовой советской женщиной, которая заменила ушедшего на фронт председателя колхоза, а страна гордится обоими Лукьяновыми, как десятками и сотнями других патриотов, любящими свою родину, не жалеющими ни сил, ни жизни для победы над врагом.

3. Дмитриева, Щекинский район, колхоз «Красная кузница».

 (Коммунар. 1941. 4 сентября.)

Началась Великая Отечественная война. И вновь лётчик - балтиец в воздухе. И. П. Лукьянов и Лейтенант Н. Алёхин над железной дорогой Таллин - Ленинград сбили первый "Юнкерс-88", открыв таким образом боевой счёт авиаторов Балтики. Иван Лукьянов был награждён вторым орденом Ленина, а Н. Алёхин - орденом Красного Знамени. Всего Иван Петрович совершил более 500 боевых вылетов, принимал участие в 74 воздушных боях. На его боевом счету 12 вражеских самолётов, сбитых лично, и 13 - в группе с товарищами. Войну он закончил в Восточной Пруссии. После демобилизации работал в партийных органах и органах культуры, в последние годы трудился в управлении кинофикации Крымской области.

Ветераны в строю:

"Запомнился присутствующим и рассказ боевого лётчика Ивана Петровича Лукьянова, сбившего 18 самолётов противника. Иван Петрович рассказал, что в 1941 году был командиром эскадрильи, которая прикрывала партизанский отряд в городе  Кингисеппе Ленинградской области. Командиром этого отряда был отец Владимира Путина. Уже после войны Иван Петрович встретился с Владимиром Путиным – старшим на уроке мужества в одной из школ Кингисеппа, а недавно ветеран получил из Москвы в подарок книгу о событиях тех лет, подписанную В. Путиным." Источник

Фотоколлаж в музей прислал  Лукьянов Иван Петрович

Фотографии из альбома Голода М.Р. 1942г.

Если душа родилась крылатой

За спиной у летчика-истребителя Ивана Лукьянова 26 лет военной службы, из них 24 года летного стажа. Более сорока воздушных боев, 18 сбитых "юнкерсов". Прошел две войны - Финскую и Великую Отечественную. Был участником прорыва блокады Ленинграда, защищал Дорогу жизни. Удостоен многих боевых наград.

В обозримом прошлом рода Лукьяновых чуть ли не вся российская история последних двух веков. Предки Ивана Петровича были крепостными крестьянами графов Толстых и жили в имении Ясная Поляна. В старину родовитые дворяне во время войны собирали ополчение и во главе его шли защищать веру, царя и Отечество. К сожалению, на долю каждого поколения выпадает своя война. Прадеда Ивана Петровича Куприяна вынесли смертельно раненного с Бородинского поля. Дед служил у Льва Толстого и вместе с ним защищал Севастополь в годы Крымской войны. Такие, как он, становились героями его "Севастопольских рассказов". Когда Ваня был маленький, дед брал его с собой в трактир на посиделки с однополчанами. Там он рассказывал и о своей войне, и о той, на которой ранили Куприяна Лукьянова.

Во фрунт не стоял, но "Лейку" заслужил...

Отец Ивана Петровича был матросом Балтийского флота, в составе экипажа миноносца "Стерегущий" охранял царскую яхту во время морских путешествий.

- А царь, говорит, вот так вот перед построением матросов и спрашивает: там Петров или Сидоров, я слышал, у твоей матери корова сдохла? Дать ему из казны на корову! А у тебя, мне говорили, изба сгорела? Выдать ему на избу. К каждому лично подход имел, каждого в лицо знал... Теперь, значит, так. Когда матросы видели на борту царя, то всегда становились во фрунт и шапку сымали, а если царицу - никогда. Не уважали ее матросы, потому как ходили слухи, будто она гуляла с Распутиным.

Судьба сложилась так, что Петр Лукьянов, охранявший жизнь царя, во время революции был на стороне большевиков и принимал участие уже в охране Смольного института, когда там находился штаб военных действий.

Сам Иван Петрович родился в городке Щекино Тульской губернии. Первый трудовой опыт получил в шахте - добывал уголь. Там вступил в комсомол. Когда Лазарь Каганович приезжал с рабочим визитом в Подмосковный угольный бассейн, одним из пунктов его программы было вручение отличившимся комсомольцам памятных подарков. Подарок Кагановича - фотоаппарат "Лейка" прошел с Лукьяновым всю войну. А тогда ничто не предвещало невысокому худощавому пареньку летной славы. Полеты были еще в диковину, и летчик Валерий Чкалов был кумиром всех мальчишек. Но молодая Страна Советов призвала комсомол на восстановление флота и авиации, и в двадцать с небольшим тайком от матери Ваня поступил в летное училище. Там ему довелось встретиться со своим кумиром, легендарным летчиком Валерием Чкаловым - тот приезжал инспектировать училище.

В бой идут одни "старики"

В тридцать седьмом старшие друзья желторотика Лукьянова уехали в Испанию.

- Мы там были еще безусые такие ребята и завидовали моим друзьям, на год раньше приехавшим из Испании с орденами. Некоторые из них были Героями Советского Союза.

Сам Лукьянов ушел на фронт в тридцать девятом. Великую Отечественную встретил уже опытным "стариком" - ему исполнилось двадцать девять. Свои "желторотые" годы ему пришлось вспомнить через много лет, уже после отставки: когда Леонид Быков снимал на Ялтинской киностудии любимый миллионами фильм "В бой идут одни "старики", одним из его многочисленных консультантов был инспектор по кадрам областного управления кино полковник авиации в отставке Иван Лукьянов. До сих пор он помнит любимую поговорку маэстро: "Если хочешь иметь мозоли на ладонях - возьми в руки лопату, если хочешь иметь мозоли на сердце - снимай кино".

За синий платочек!

И еще об одной памятной для Ивана Петровича встрече. Клавдия Шульженко была в те блокадные годы жительницей Ленинграда. В нее был влюблен друг Лукьянова - командир тринадцатой Краснознаменной летной эскадрильи. И не без взаимности, вспоминает его комиссар. Шульженко часто бывала у них в гостях, и с концертами, и просто так.

- А привези-ка Клаву! - говорил он мне, и я брал штабную машину и привозил... За что мы так любили ее? За "Синий платочек". Боги войны плакали, когда слушали его...

Арфы нет, возьмите бубен!

После войны комиссара Лукьянова хотели направить военно-политическим советником в Китай. Целый год Лукьянов прожил в Москве, ожидая назначения. Однако Никита Хрущев рассорился с Мао Цзэдуном, и Иван Петрович отправился в Крым, в гарнизон возле станции Сарабуз, ныне поселок Гвардейское Симферопольского района. В шестидесятом году ушел в отставку.

У него есть гениальная способность - видеть то, чего еще нет. Например, Cимферопольский собор Александра Невского, строительство которого планируется закончить через несколько лет. Лукьянов пишет стихи, рисует великолепные пейзажи и портреты, среди них портрет графа Льва Толстого. В своих картинах он увековечивает природу не только крымскую, но и среднерусской полосы - тульская зима до сих пор в его сердце. И там его тоже помнят - на родине открыт музей имени Ивана Лукьянова.

О нем пишут книги, ему посвящают стихи, он автор мемуаров, издать которые не надеется. В свои девяносто четыре он еще полон сил и жизненной энергии. Не прочь выпить с дорогими гостями фронтовые сто грамм. Поклонники Быкова наверняка помнят самую проникновенную сцену из "Стариков", когда будущий солист Большого театра направляет самолет на вражеские поезда, и слышится его крик: "Будем жить!" Видимо, любовь к жизни в крови у тех, у кого есть крылья.

источник

газета «Рабочая газета» Опубликовано: 16.03.2007

Запись в Книге почетных гостей школьного музея 13 ОИКАЭ КБФ

Дата рождения: 1912

Дата смерти: 30 июня 2016