Роман Бабич
К учебным играм “Самоопределение в изменчивом мире” мы готовились с середины мая до начала октября 2016 года. Тема и программа игр рождались в бурных и порой напряженных коллективных обсуждениях. Остановились на теме самоопределения, поскольку проблема самоопределения является ключевой для современного человека, как в плане профессиональной деятельности, так и в плане личной жизни.
В конструкции этого курса мы постарались учесть проблемы прошлых игр. На самой учебной игре у участников не всегда есть возможность подробно обсудить интересующий их вопрос. Поэтому в прошлом учебном году участники сами организовали группы встреч для отработки техник. В этот раз мы решили этот процесс организовать целенаправленно. Замысел состоял в том, чтобы предоставить участникам возможность осваивать метод организации самоопределения не только в учебной игре, но и в дополнительных группах, которые бы собирались в промежутках между играми.
Дополнительные учебно-развивающие группы планировалось организовать двух типов: предметные группы и надпредметные. В предметных группах планировалось обсуждать и отрабатывать средства работы в предметных областях: психологическое консультирование, развивающая педагогика, практическая социология. В надпредметных группах - схемы СМД-методологии и их использование как средств организации развития. Таким образом мы хотели обеспечить связку мета-уровня и практики и тем самым помочь участникам выйти на практическую деятельность в интересующей их предметной области, где они могли бы использовать средства и способности, приобретенные в учебных играх.
В процессе реализации этого замысла мы столкнулись с рядом сложностей и неожиданностей. Во-первых, поскольку игры были ориентированны на технологии консультирования, специалисты не связанные с консалтингом - социологи-исследователи, менеджеры - чувствовали себя не уютно и периодически, а кто и совсем, теряли смысл происходящего и связь техники со своей профессиональной деятельностью.
Во-вторых, ряд схем и методик не был отработан как, например, это было в исследовательском направлении, поэтому задумка с социологическим и психологическим исследованием не реализовалась в полной мере. Поэтому многое создавалось по ходу - схемы и технологии организации самоопределения, формы организации игрового процесса, способы состыковки основных учебных игр и дополнительных групп.
В-третьих, участники игры отреагировали на проект игры совсем не так как мы ожидали, а игротехники поняли свои функции несколько иначе, чем закладывалось в программу. Поэтому игротехнической и организационной команде приходилось рефлексивно подтягивать себя, строить контрпрограммы и менять конструкцию игры несколько раз за курс.