1.4.4 Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война

Дополнительная информация

Внешняя политика при Иване Грозном

В середине XVI в. основными направлениями внешней политики России были:

1) Восточное направление, то есть отношения с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами и Ногайской ордой;

2) Южное направление, то есть отношения с Османской империей и ее вассалом Крымским ханством

3) Западное направление, то есть отношения с ближайшими европейскими соседями России — Польшей, Литвой, Ливонией и Швецией.

В середине XVI в. главным направлением внешней политики России становиться восточное направление. В отличие от всех предыдущих походов на Казань, предпринятых в 1487,1524, 1530 и 1550 гг., к предстоящей военной кампании стали готовиться загодя и планомерно. Сначала близ Казани под руководством дьяка И.Г. Выродкова была построена Свияжская крепость, ставшая опорной базой русских войск в предстоящем походе на Казань. Затем в самой крепости был размещен крупный военный гарнизон под руководством князя А.В. Горбатого-Шуйского и сосредоточена вся полевая артиллерия. И лишь потом, в июне 1552 г., многотысячная русская армия под командованием самого царя Ивана и трех молодых и талантливых воевод, князей И.И. Пронского, А.М. Курбского и И.М. Воротынского вышла в поход.

В августе 1552 г. русская рать форсировала Волгу и начала осаду Казани, которая завершилась генеральным штурмом и взятием ханской столицы 2 октября 1552 г. После этого события Казанское ханство были ликвидировано, а в бывшей ханской столице обосновался царский наместник князь Александр Борисович Горбатый-Шуйский, который приложил немало времени и сил для обустройства новых обширных территорий Русского государства.

После взятия Казани на повестку дня встал вопрос о покорение Астраханского ханства, что позволило бы решить сразу две насущных проблемы:

1) добиться полного контроля над стратегически важным Волжским торговым путем и получить прямой выход в Каспийское море и 2) положить конец постоянным набегам астраханских татар на порубежные русские земли в Диком Поле (будущей Новороссии).

Поводом для активных военных действий стало пленение московских послов. В ответ на эту провокацию, по приказу царя в марте 1554 г. русская рать во главе с князем Ю.И. Пронским вышла в поход, и вскоре у Черного Яра стрельцы князя А.И. Вяземского разгромил головной отряд астраханских татар. В этой ситуации хан Ямгурчи не стал вступать в новое сражение и при подходе русских войск покинул ханскую столицу и бежал в турецкую крепость Азак (Азов). После его бегства в Хаджи-Тархане воцарился давний союзник русской царя, звенигородский вотчинник, хан Дервиш-Али, клятвенно обещавший ему быть неотступным от Москвы. Однако уже в 1556 г. он перешел на сторону крымского хана Девлет Гирея (1551—1577) и спровоцировал новый поход московских полков на Астрахань. В июле 1556 г. большая русская рать и отряды донских казаков во главе с царским воеводой Н.С. Черемисиновым и войсковым атаманом Л.П. Филимоновым разгромили ханское войско и без боя взяли Астрахань. По итогам этого похода Астраханское ханство было ликвидировано, а в его столице сел царский наместник-воевода Николай Семенович Черемисинов-Караулов. В 1557 г. вассальную зависимость от Москвы признала Ногайская Орда и Башкирия и, таким образом, на восточных рубежах России остался только один серьезный враг — Сибирское ханство, где правил тайбугинский мурза Едигер (1552—1563). Ливонская война 1558-1583 После успешного решения восточной проблемы внутри правительства разгорелась борьба о том, какому направлению — западному или южному — отдать предпочтение. Иван Грозный настаивал на первом варианте, а Алексей Адашев — на втором. Было принято решение о начале Ливонской войны (1558—1583), главной целью которой стало возвращение исконных русских прибалтийских земель и получение надежного выхода в Балтийское море. Первый этап войны В январе 1558 г. русская армия под командованием князя М.В. Глинского начала боевые действия на территории Ливонии и уже к лету 1558 г. овладела Нарвой, Дерптом, Мариенбургом и другими ливонскими городами. В начале 1559 г., оккупировав практически всю Ливонию, русские войска подошли к предместьям Ревеля и Риги и начали их осаду. Однако вскоре боевые действия пришлось приостановить и заключить с ливонцами перемирие.

Причина столь неожиданного поворота на театре военных действий состояла в том, что:

1) новый магистр Ливонского ордена Готтард Кетлер сумел заверить Москву в своей готовности признать вассальную зависимость от нее,

2) а главе Избранной Рады А.Ф. Адашеву удалось убедить царя начать войну с Крымским ханством. Однако осенью 1559 г. русское войско под командованием воеводы Д.Ф. Адашева, «несолоно хлебавши», с большими потерями вернулось в Москву из Крымского похода. Тем временем, ливонский магистр Г. Кетлер, признав вассальную зависимость от польского короля Сигизмунда II Августа (1548-1572), передал ему в правление всю южную, пограничную с Литвой, территорию Ливонского Ордена, и оставил за собой лишь территорию Курляндии, Эстляндии и остров Эйзель, которые в 1561 г. отошли Швеции и Дании. А между тем, в конце 1560 г. совершенно неожиданно пало правительство Избранной Рады. Между тем, в 1561 г. возобновились боевые действия в Ливонии, однако после распада Ливонского Ордена, России пришлось столкнуться уже не с одним, довольно слабым противником, а с мощной коалицией четырех европейских держав в составе Польши, Литвы, Швеции и Дании. Второй этап войны Первоначально русскому войску сопутствовал явный успех, и в феврале 1563 г. князь Петр Иванович Шуйский взял штурмом стратегически важный пункт — город Полоцк. Однако затем началась череда крупных неудач: в апреле 1564 г. в Литву сбежал командующий русской армией князь А.М. Курбский, а летом 1564 г. русская армия потерпела новое поражение под Оршей. К неудачам в Литве присовокупился и новый набег крымского хана Девлет-Гирея, который по договоренности с Варшавой в октябре 1564 г. разорил пограничные калужские и рязанские уезды страны.

Третий этап Ливонской войны Как известно, в 1566 г. была предпринята попытка начала мирных переговоров между воюющими сторонами, но она закончилась безрезультатно и вялотекущие боевые действия были возобновлены. Между тем, в 1569 г. Варшава и Вильно подписали межгосударственную Люблинскую унию, в результате чего на политической карте Европы появилось новое государственное образование — Речь Посполитая, главой которого был избран прежний польский король Сигизмунд II Август, который скончался в 1572 г. Со смертью старого короля пресеклась и сама династия Ягеллонов, поэтому вскоре на вакантный престол в Варшаве был избран французский «принц крови» Генрих Валуа (1573—1575). Правда, всего через год, познав все прелести «республиканского» правления польских магнатов и шляхты, он сломя голову бежал из Варшавы в Париж, а на польский престол был избран новый король, которым стал трансильванский князь Стефан Батория (1575- 1586). Пока С. Батория был занят подавлением мятежа недовольных его избранием польских магнатов и шляхты, русская армия под водительством князей В.Ю. Голицына и Д.И. Хворостина вновь захватила практически всю Ливонию и начала осаду Ревеля и Риги. Однако вскоре радость побед сменилась горечью тяжелых поражений. Справившись с внутренней смутой, Стефан Батория резко активизировал боевые действия по всему фронту и к 1580 г. отвоевал у Москвы всю Ливонию, занял Полоцк, Великие Луки и в 1581 г. осадил Псков, где героическую оборону крепости возглавил здешний воевода князь И.П. Шуйский. Одновременно боевые действие в Прибалтике начали и шведы, которые приступив к реализации «великой восточной программы» Юхана III (1568—1592), захватили Карелу, Нарву, Копорье и Ивангород. Ситуация на ливонском фронте сложилась критическая и Москва вынуждена была начать мирные переговоры. В январе 1582 г. было заключено Ям- Запольское перемирие с Речью Посполитой, а в мае 1583 г. подписано Плюсское перемирие со Швецией. В итоге кровопролитная Ливонская война закончилась тяжелым поражением России, которая отдала неприятелю не только все свои завоевания в Прибалтике, но и исконные русские земли — Ям, Копорье, Ивангород и другие города.

Начало освоения Новороссии (1550-1590-е гг.)

Сразу после присоединения Казанского и Астраханского ханств на границах Дикого Поля, находившегося между Русским государством, Крымским ханством и Речью Посполитой, в 1550-х гг. началось строительство Большой засечной черты, предназначенной для защиты рубежей Русского государства от постоянных набегов крымских и ногайских татар. Затем, в конце XVI в., царское правительство начало строительство новой Белгородской засечной черты, куда хлынул новый поток как русских поселенцев, основавших Белгород и другие города, так и малороссийских поселенцев из Русского, Киевского и Брацлавского воеводств,входивших в состав Речи Посполитой. Официальной датой основания Донского казачьего войска считается 3 января 1570 г. В 1584 г. донские казаки впервые присягнули на верность царю Федору Иоанновичу и были включены в «государев разряд», результате чего Разрядный Приказ, которым в ту пору ведал думный дьяк Василий Яковлевич Щелкалов, поставил их на «пороховое и хлебное жалование от Великого Государя». Присоединение Сибири (1580-1590-е гг.) Еще в 1555 г., под влиянием известий о взятии Казани, сибирский хан Едигер добровольно признал себя вассалом Москвы и обязался платить русскому царю ясак в виде драгоценной сибирской «рухляди», то есть пушнины. Но в 1563 г. в Кашлыке произошел дворцовый переворот, в результате которого к власти пришел хан Кучум. На первых порах Кучум не отказывался от русского подданства и исправно платил ясак в Москву. Но в 1571 г., Кучум прекратил дипломатическую игру в покорность Москве и совершил несколько опустошительных набегов на уральские земли, в том числе богатейшие вотчины купцов Строгановых, которые пользовались особым расположением Ивана Грозного. Особым царским указом им было дозволено набрать «охочих людей» для охраны своих вотчин и восточных рубежей Русского государства от набегов ногайцев и сибирских татар. На призыв Строгановых откликнулись несколько волжских атаманов, в частности Ермак Тимофеев и тд. , которые в вскоре прибыли на Северный Урал. Летом 1580 г. строгановские вотчины пережили новый опустошительный набег отрядов Кучума. Именно этот набег и стал прелюдией знаменитого похода Ермака в Сибирь 1581-1585.