Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

Холодная война.ppt

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Решения Потсдамской конференции. Конференция глав правительств СССР, США и Великобритании работала с 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме. Была окончательно согласована система оккупации Германии; предусматривалось, что верховная власть в поверженной стране будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции — каждым в своей зоне оккупации.

Острая борьба разгорелась по поводу западных границ Польши. Под нажимом И. В. Сталина западная граница Польши устанавливалась вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кѐнигсберг(ныне Калининград) и прилегающий к нему район передавались СССР, другая часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

Неудачей закончились попытки США поставить дипломатическое признание некоторых стран Восточной Европы в зависимость от реорганизации их правительств. Таким образом, фактически была признана зависимость этих стран от СССР. Три стороны подтвердили свое решение предать суду главных военных преступников.

Успешное в целом для СССР решение важных политических проблем было подготовлено благоприятной международной обстановкой, успехами Советской армии, а также заинтересованностью союзников во вступлении СССР в войну с Японией.

После окончания Второй мировой политическая ситуация, сложившаяся в Европе и Азии, кардинально изменилась. Бывшие союзники по борьбе с гитлеровской Германией – СССР и США – по-разному смотрели на дальнейшее устройство мира. Руководство Советского Союза оказывало серьезную помощь освобожденным странам Восточной Европы, где к власти пришли коммунисты: Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии. Многие европейцы полагали, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, поможет оперативно восстановить хозяйство и вернуться к нормальной жизни. В большинстве западноевропейских стран доля голосов, поданных во время выборов за коммунистов, составляла от 10 и 20 процентов. Это произошло даже в таких чуждых социалистическим лозунгам странах, как Бельгия, Голландия, Дания и Швеция. Во Франции и Италии коммунистические партии были самыми крупными среди других партий, коммунисты входили в состав правительств, их поддерживало около трети населения. В лице СССР они видели не сталинский режим, а прежде всего, силу, которая повергла «непобедимый» нацизм.

СССР также считал необходимым поддерживать страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости и вставшие на путь строительства социализма. В результате советская сфера влияния на карте мира быстро расширялась.

Начало противостояния

США и их союзники совсем иначе рассматривали дальнейшее мировое развитие, их раздражало усиливающееся на мировой арене значение СССР. США полагали, что только их страна - единственная на тот момент в мире держава, обладавшая ядерным оружием - может диктовать свои условия другим государствам, и поэтому их не устраивало, что Советы стремились к укреплению и расширению так называемого «социалистического лагеря».

Таким образом, по окончании войны интересы двух крупнейших мировых держав вошли в непримиримое противоречие, каждая страна стремилась распространить свое влияние на большее количество государств. Началась борьба по всем направлениям: в идеологии, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше сторонников; в гонке вооружений, чтобы говорить с оппонентами с позиции силы; в экономике – чтобы показать превосходство своего общественного строя, и даже, казалось бы, в такой мирной сфере, как спорт.

Необходимо отметить, что на начальном этапе силы, вступившие в противоборство, были не равны. Советский Союз, который вынес на своих плечах всю тяжесть войны, вышел из нее экономически ослабленным. США, напротив, во многом благодаря войне превратились в сверхдержаву — в экономическом и военном отношениях. За годы Второй мировой войны США увеличил промышленную мощность на 50%, а сельскохозяйственное производство на 36%. Промышленное производство США, без учета СССР, превосходило производство всех других стран мира вместе взятых. В таких условиях США считали давление на своих оппонентов совершенно оправданным.

Таким образом, мир фактически разделился надвое в соответствии с социальными системами: одна сторона во главе с СССР, другая под руководством США. Между этими военно-политическими блоками и началась «холодная война»: глобальное противостояние, которое, к счастью, не дошло до открытого военного столкновения, но постоянно провоцировало локальные военные конфликты в различных странах

Фултонская речь Черчилля

Отправной точкой или сигналом к началу «холодной войны» считается знаменитая речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля в Фултоне (штат Миссури, США). 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Г. Трумэна, Черчилль объявил, что «Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы и противостоят им только два врага – «война и тирания». Анализируя ситуацию в Европе и Азии, Черчилль заявил, что Советский Союз является причиной «международных трудностей», поскольку «никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем, и есть ли какие-то границы их экспансии». Правда, премьер отдал должное заслугам русских людей и лично своему «военному товарищу Сталину», и даже с пониманием отнесся к тому, что «России нужно обезопасить свои западные границы и ликвидировать все возможности германской агрессии». Описывая сложившуюся в мире ситуацию, Черчилль применил термин «железный занавес», который опустился «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент». Страны, оказавшиеся к востоку от него, по словам Черчилля, стали не только объектами советского влияния, но и растущего контроля со стороны Москвы… Маленькие коммунистические партии во всех этих восточноевропейских государствах «выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля». Черчилль заявил об опасности коммунизма и о том, что «в большом числе стран созданы коммунистические «пятые колонны», которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра».

Черчилль понимал, что Советский Союз не заинтересован в новой войне, но отметил, что русские «жаждут плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии». Он призвал «братскую ассоциацию англоговорящих народов», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР, причем не только в политической, но и военной сфере. Далее он отметил: «Из того, что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках, я заключаю, что ничем они не восхищаются больше, чем силой, и ничего они не уважают меньше, чем слабость, особенно военную слабость. Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна».

В то же время, говоря об уроках прошедшей войны, Черчилль заметил, что «никогда не было в истории войны, которую было бы легче предотвратить своевременным действием, чем ту, которая только что опустошила огромную область на планете. Такой ошибки повторить нельзя. А для этого нужно под эгидой Объединённых Наций и на основе военной силы англоязычного содружества найти взаимопонимание с Россией. Поддержание таких отношений в течение многих и многих мирных лет должно обеспечиваться не только авторитетом ООН, но и всей мощью США, Великобритании и других англоязычных стран, и их союзников».

Это было откровенным лицемерием, поскольку Черчилль еще весной 1945 г. приказал подготовить военную операцию «Немыслимое», представлявшую собой план войны на случай военного конфликта между западными государствами и СССР. Эти разработки были скептически встречены британскими военными; американцам их даже не показали. В комментариях на представленный ему проект Черчилль указал, что план представляет собой «предварительный набросок того, что, я надеюсь, все ещё чисто гипотетическая вероятность».

В СССР текст Фултонской речи Черчилля полностью не переводился, но был подробно пересказан 11 марта 1946 года в сообщении ТАСС. И.В. Сталину содержание речи Черчилля стало известно буквально на следующий день, но он, как это часто бывало, предпочел выдержать паузу, ожидая, какая реакция на это выступление последует из-за рубежа. Свой ответ Сталин дал в интервью газете «Правда» только 14 марта 1946 г. Он обвинил своего оппонента в том, что тот призвал Запад к войне с СССР: «По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война»

Доктрина Трумэна

В 1946–1947 гг. СССР усилил давление на Турцию. От Турции СССР добивался изменения статуса черноморских проливов и предоставления территории для размещения у пролива Дарданеллы своей военно-морской базы для обеспечения безопасности и беспрепятственного выхода в Средиземное море. Также до весны 1946 г. СССР не торопился выводить свои войска с территории Ирана. Неопределенная ситуация сложилась и в Греции, где шла гражданская война, и греческим коммунистам пытались помочь албанские, болгарские и югославские коммунисты.

Все это вызывало крайнее недовольство США. Президент Г. Трумэн считал, что только Америка способна продвигать прогресс, свободу и демократию в мире, а русские, по его мнению, «не умеют себя вести. Они похожи на слона в посудной лавке».

Выступая 12 марта 1947 г. в американском Конгрессе, Гарри Трумэн заявил о необходимости оказать военную помощь Греции и Турции. По сути, в своем выступлении он заявил о новой внешнеполитической доктрине США, которая санкционировала вмешательство США во внутренние дела других стран. Основанием для такого вмешательства являлась необходимость противостоять «советской экспансии».

Доктрина Трумэна предполагала «сдерживание» СССР во всем мире и означала прекращение сотрудничества между бывшими союзниками, победившими фашизм.

План Маршалла

Вместе с тем, «фронт холодной войны» пролегал не только между странами, но и внутри них. Успех левых сил в Европе был очевиден. Чтобы не допустить распространения коммунистических идей, в июне 1947 г. государственным секретарем США Джорджем Маршаллом был представлен план помощи странам Европы для восстановления разрушенной экономики. Этот план получил название «план Маршалла» (официальное название European Recovery Program - «Программа восстановления Европы») и стал составной частью нового внешнеполитического курса США.

В июле 1947 г. представители 16 западноевропейских стран собрались на совещание в Париже, чтобы обсудить размеры помощи для каждой страны в отдельности. Вместе с представителями Западной Европы на эти переговоры были также приглашены представители СССР и государств Восточной Европы. И хотя Маршалл заявлял о том, что «наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса», помощь, как оказалось, не была бескорыстной. В обмен на американские поставки и кредиты, европейские страны обязывались предоставлять США информацию о своей экономике, поставлять стратегическое сырье, а также не допускать продажи «стратегических товаров» социалистическим государствам.

Для СССР такие условия были неприемлемы, и он отказался участвовать в переговорах, запретив это делать и руководителям восточноевропейских стран, пообещав им, в свою очередь, льготные кредиты со своей стороны.

Осуществляться план Маршалла начал с апреля 1948 г., когда конгрессом США был принят закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырехлетнюю (с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г.) программу экономической помощи Европе. Помощь получили 17 стран, включая Западную Германию. Общая сумма ассигнований составила около 17 млрд. долларов. Основная доля досталась Англии (2,8 млрд.), Франции (2,5 млрд.), Италии (1,3 млрд.), Западной Германии (1,3 млрд.) и Голландии (1,1 млрд.). Западной Германии финансовая помощь по плану Маршалла оказывалась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за материальный ущерб, причинённый странам-победителям во Второй мировой войне.

Образование СЭВ

Восточноевропейские страны, не участвовавшие в плане Маршалла, образовали группу государств социалистической системы (кроме Югославии, которая занимала самостоятельную позицию). В январе 1949 г. шесть стран Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) объединилось в экономический союз – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одной из основных причин создания СЭВ был бойкот западными странами торговых отношений с социалистическими государствами. В феврале к СЭВ присоединилась Албания (вышла в 1961 г.), в 1950 г. – ГДР, в 1962 – Монголия и в 1972 г. – Куба.

Создание НАТО

Своеобразным продолжением внешнеполитического курса Трумэна стало создание в апреле 1949 г. военно-политического союза – Североатлантического блока (НАТО), во главе с США. Первоначально в состав НАТО вошли США, Канада и страны Западной Европы: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция (вышла из военных структур блока в 1966 г., вернулась в 2009 г.). Позднее к альянсу присоединились Греция и Турция (1952), Федеративная Республика Германия (1955) и Испания (1982). Основной задачей НАТО являлось укрепление стабильности в Североатлантическом регионе и противостояние «коммунистической угрозе». (Советский Союз и страны Восточной Европы создали свой военный союз – Организацию Варшавского договора (ОВД) – только через шесть лет, в 1955 г.). Таким образом, Европа оказалась разделенной на две противоборствующие части.

Первые международные кризисы.

В 1948 г. США приняли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. Экономический раскол Германии определило введение в обращение западногерманской марки. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Западом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. В ответ на это был создан «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупационных войск союзников).

Берлинский кризис поставил мир на грань войны, привел к окончательному разделу Германии. 8 мая 1949 г. Парламентский совет под руководством Конрада Аденауэра принял Конституцию Федеративной Республики Германия (ФРГ). 20 сентября 1949 г. Аденауэр представил парламенту первый состав нового государства. 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократическая Республика (ГДР).

Еще раньше, в апреле 1949 г., был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 12 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландия и Канада.

Корейская война. После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. Когда советские и американские войска были выведены, и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и южное правительство Ли Сын Мана стремились распространить свою власть на всю Корею. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска пятнадцати стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев американцы дошли до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала и советская авиация (советские истребители сбили 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).

В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.

Литература:

1. Артемов, В. В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М.: Academia,2016. - 360 c.

2. Данилов, А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Данилов. – Москва: Проспект, 2016. – 316 с.

3.Загладин, Н.В. История России XX - начало XXI в./Н.В. Загладин, С.И. Козленко.-М.: Русское слово, 2017- 520 с.

3. Самыгин П.С, История (СПО),7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 480 с.