23 мая 2024
Краткое содержание прошлых серий: в ключевых голосованиях 1993-1996 годов решающее значение имел выбор избирателей, которые поддержали политику Ельцина несмотря на то, что их положение (по самооценке) ухудшилось. Таких было не меньше трети от всех активных избирателей.
Пора их локализовать. Такие избиратели были на самом деле везде, но в разных пропорциях. Про географию голосования 1990-х все знают, что главная линия раздела проходила примерно по широте Москвы. Севернее поддержка Ельцина выше, южнее - так называемый "красный пояс". Разница в результатах между ними порядка 10%-20%, то есть не прямо-таки разные миры, но ощутимо. Будут для нас две группы для сравнения.
В северной группе есть регионы богаче или беднее в зависимости от того, есть ли на территории предприятия-кормильцы, связанные с нефтянкой, металлургией чем-то таким. Разница тоже никакая не абсолютная, но для бюджетного сектора кое-что значила. В менее везучие попадают Владимирская, Ивановская, Костромская, Кировская, Тверская, пусть они будут основной контрольной группой. Внутри регионов тоже свои контрасты, но пока в них не лезем, не усложняем.
Южная группа - условно аграрная. Условно - потому что горожан там все равно больше, но то что аграрной специализации больше, для 1990-х, особенно для первой половины, еще как важно. Во-первых, продукты доступнее. Во-вторых, просто климат лучше. Когда экономика полетела и у людей задача выжить, это тоже играет роль. Около 1992 году главные миграционные потоки в стране - с севера на юг, к теплу и еде. Наконец, статусного благополучия типа личного автомобиля там тоже побольше среднего, и уж по крайней мере больше, чем в бедных регионах северной (одобряющей) группы.
Вместе получается та самая загадка начала-середины 1990-х: там, где голосов за одобрение политики было больше, регионы очень разные по экономическим возможностям. В бедном подтипе одобряющих (северных) регионов - положение хуже, чем в "красном поясе". Короче, все как будто перемешано вверх ногами.