13 апреля 2023
Продолжаем серию "Катя Марголис и карьера морального предпринимателя (по Говарду Беккеру)"
В прошлом выпуске мы остановились на том, что ценности ("добро", "мир", "поддержка Украины" и т. д.) важны, но сами по себе недостаточны, чтобы задать конкретную модель поведения. Как именно следует "делать добро" или "поддерживать Украину" - это уже определенные формы действия, которые нужно освоить.
Беккер предлагает схему, какие стадии надо пройти, чтобы освоить какое-нибудь неочевидный навык:
(1) Попасть в круг людей, которые это уже умеют и практикуют;
(2) Наблюдать за более опытными, копировать их действия, слушать их советы;
(3) Научиться получать удовольствие.
Беккер их раскрывает на примере курильщиков марихуаны, но говорит, что в принципе они универсальные.
Видим ли мы такие же стадии в нашем случае: да. В знаменитой статье про имперца Бродского ("Если выпало в империи родиться. Бродский и колониализм русской культуры" / "Новая газета", 9 июля 2022). Бродский нам неважен, читаем главное:
"В первые недели войны я немало времени провела на украинских сайтах и в пабликах, отчаянно пытаясь понять, чем именно, какими именно высказываниями, словами и выражениями, иногда совсем с моей точки зрения, невинными, мы приводим в ярость наших собеседников.
Я хотела разобраться. Написала в нескольких комментариях, что мой прадед родился и вырос в Киеве, заранее извинилась, что пишу по-русски и сказала, что не обижусь, если меня пошлют, но что мне важен этот разговор. Ведь если я что-то не вижу или не слышу, это отнюдь не означает, что этого нет. Несколько человек действительно послали. Но нашлось двое-трое вдумчивых и на удивление терпеливых собеседников, которые поверили, что эта русская действительно искренне хочет что-то для себя понять. И я задавала вопросы: «А если я скажу так…? А если так…?» — а они в ответ подробно объясняли, как это звучит и где именно спрятан недоступный моему уху колониализм, накрепко вшитый в мою культуру. И, знаете, эту науку можно освоить. Усилиями, напряжением, трудом. Как иностранный язык. Но увидев однажды, развидеть это в себе и в окружающих текстах по-русски невозможно".
Выжимка: двое-трое вдумчивых терпеливых собеседников в украинских интернет-пабликах научили К.М. приходить в ярость из-за таких-то реплик на русском языке, которые раньше ей казались нормальными. Приложенная к этой истории статья в три тысячи слов - упражнение в только что приобретенном навыке.
В последнем абзаце статьи мы видим уже состоявшегося морального крестоносца, готового менять представления других о норме и патологии: "Нельзя привыкать к уродству, считать его нормой и тем более приучать себя считать его красотой. Невозможно обманываться дальше".
Теперь из беккеровской схемы, как овладевают новой практикой, осталось разобраться только с последней, решающей, ступенью: положительные ощущения, которое побуждает практиковать навык снова и снова.
Попробуем в следующих выпусках.