19 апреля 2024
Продолжаем урок "Катя Марголис и социальные анклавы (по Мэри Дуглас)"
В прошлом выпуске мы разбирали, как получается удовольствие от освоенной практики. Начали с простого примера: К.М. на улице в Венеции говорит прохожему: "Слава Украине!", тот отвечает: "Героям слава!". Оба улыбаются, довольны, провели малый ритуал.
Теперь возвращаемся к интервью Дм. Волчеку и уточняем картину: такие ритуалы на венецианских улицах К.М. проводит лишь "иногда"; более частая активность другая:
"сидишь, пишешь буковки в фейсбуке, пишешь то, что сам чувствуешь".
В интернете К.М. тоже получает реакции двух типов:
"И, конечно, с одной стороны на меня обрушился хейт от бывших знакомых и российских либералов [...], а с другой стороны – тут же пошел поток писем из Украины с благодарностью".
Как и в случае с уличным ритуалом, пока обращаем внимание только на положительную реакцию. С ней всё просто:
"Но оказалось, что поддержка и солидарность – это тоже очень важно. Когда человек стоит на краю, ему важно, что про него помнят, что он не один. Так что просто словесное выражение солидарности – тоже очень важный фактор".
Здесь можно не пояснять. Пусть, как говорится, бросит камень тот, кто сам не любит поддержку и благодарность.
Теперь сравним, чем отличаются сценка в Венеции и происходящее в интернете:
(1) К.М. на улице произносит короткую фразу-пароль, в интернете - пишет развернутые тексты ("пишу я довольно длинно, потому что в процессе думаю");
(2) на улице К.М. может увидеть реакцию каждого, к кому обращается. В интернете - только тех, кто пишет в ответ "хейт" или "благодарность"; остальные невидимы.
(3) "неправильные" реакции разные: на улице - "шарахаются, вжимаются в витрины", в интернете - "хейт". Положительные реакции, наоборот, совпадают и усиливают друг друга.
Последнее (третье) наблюдение поможет нам дополнить общую схему. "Хейт" - реакция более интенсивная, чем "вжаться в витрину" и уйти. Социологи в подобных случаях предполагают: для такой повышенной интенсивности должны быть социальные условия .
Сразу даю разгадку: на улице были случайные прохожие, не готовые к разговорам; в интернете - снова анклав по Мэри Дуглас (слабая иерархия, сильная групповая идентичность), тоже сложившийся в интернет-сетях и благодаря им.
Заметим, что сама К.М. такую версию скорее подтверждает. Слова "анклав" (или "секта") у неё нет, но есть четкое представление, что "хейт" идет от идеологически маркированной группы. Она её определяет как "российских либералов, которые "против войны"".
Как работают анклавы и что это объясняет в нашем случае - продолжим в следующих выпусках.