Про надежду
18 февраля 2024
Про надежду
В программе "Seeing Like" мемориальный выпуск.
Алексей Навальный. Официально он, как все помнят, политический преступник и создатель экстремистской организации. Это тоже интересная тема для одного из выпусков. Сегодня о другом. Среди ваших реплик после его смерти одна из самых частых: "Он давал надежду". Попробуем понять как.
Вспомним, откуда появился Навальный-политик. В двухтысячные он вел блог в Livejournal. Насыщенная конкурентная среда, где все знали главное правило: "Это интернет, детка. Здесь могут послать". В такой обстановке он стал популярным, затем влиятельным.
Моментом, когда блогер-активист уже точно перерос в политика, можно считать осень-зиму 2011 года. Тогда на думских выборах он серьезно помог обрушить рейтинг правящей партии. И тогда же, все еще в Livejournal, допустил один из самых известных своих ляпов: реплика "Не рефлексируйте, распространяйте" потом ему долго аукалась. Зато среда, где "все ходы записаны" и ошибки не стираются, учила ошибаться как можно реже.
Блогер (вы все, например) и политик это в принципе похожие занятия. И те, и те, предлагают окружающим свою картину мира и рассчитывают, что "их" публика примет ее как собственную. Стараются удержать аудиторию и расширить ее. Особый случай политика в том, что их рассказы должны обозначать что-то как политические (социальные) проблемы. И подсказывать, как надо действовать, чтобы их решить.
По-ученому это называется прояснение (или усиление) фрейма. Назвать, в чем проблема. Назвать виновника. Подсказать способ действий. Вы этим тоже занимаетесь время от времени. Политики занимаются всегда, такая работа. Как это получалось у Навального, чтобы давать надежду, - надо, по хорошему, изучать специально. Я только намечу пунктиром.
С проблемой - обычно брал готовую перезревшую, такую, которую уже считает проблемой приличное множество людей. Ту же коррупцию, прежде всего. Брал их по одной, в крайнем случае две-три. Ничего необычного, элементарная тактика из учебника.
Следующая часть задачи: показать виновника, он же противник. Неизбежная для политика часть работы, при этом самая потенциально опасная для окружающих. Политик, как объяснял Макс Вебер, должен дать своим сторонникам внутреннее вознаграждение - "псевдоэтическое чувство безусловной правоты", как бы законное право ругать и ненавидеть. Всего лишь картина мира, коллективный фрейм, но действует как сильный наркотик.
Как с этой задачей Навальный справлялся в свои зрелые годы. Прежде всего, старался быть предельно конкретным с точностью до списка персоналий. Не злоупотреблять коллективными категориями, в которые попадут множество непричастных. С ними на ранней стадии Навальный тоже баловался, например, с категорией "мигранты". Иногда срывался на что-то вроде "всех политологов посадить в клетку". Но как общий принцип - конкретные списки с обоснованиями. Многих это, кажется, раздражало, но заметим полезную сторону: минимизация случайных жертв ("сопутствующих потерь", как говорят военные) коллективной ненависти.
Другая фирменная черта: противник изображался скорее смешным, чем страшным. Стиль Буратино: "Пьеро, расскажи свои самые гадкие стишки. Мальвина, хохочи во всю глотку".
Выводы "что делать" - конкретные и практичные, ровно на шаг вперед. Не идеальные, зато понятные и наглядные. В книгах по бизнесу их называют SMART: specific, measurable, assignable. realistic, time-related. С небольшими, но ощутимыми призами типа "сделаем им больно", или "увидим, как нас много".
Вот, собственно, все. Нехитрый рецепт, не теорема Ферма и не коктейли Венички. И получается, если правильно приготовить, та самая надежда.
Попробуем для эксперимента сделать всё наоборот. Диктую, записывайте.
Вместо единичных проблем - слепить, как неудачные пельмени, сразу множество. Среди них обязательно должны быть неподъемные, в которых вас точно не поддержат.
Вместо четкого списка - предельно общие категории и умозрительные сущности. "Все российское общество", "тысячелетнее рабство", "бацилла имперства", "ресентимент", "рашизм", "совок", "патриархальная культура" - чем расплывчатее, тем лучше.
Вместо принижения и высмеивания - наделите ваш слипшийся пельмень чертами вселенского зла. Добавьте побольше тьмы и побольше гитлеров. Максимально увеличьте в размерах и длительности. Нет, еще больше. Еще. Еще. Больше.
Вместо конкретных шагов - обозначьте идеал настолько идеальный, чтобы он достигался, самое минимально меньшее, "через многие десятилетия". Лучше через столетия. Лучше никогда.
Фокус-покус! Демотивация сработала. Вместо надежды - наконец-то бессилие и отчаяние. Зато теперь, какое счастье, перед вами виноваты все вокруг. Кусайте любого и всех сразу с чувством собственной правоты. Если нравится - пользуйтесь. И ни в коем случае не благодарите. Вы выше этого.
Вот вам версия, почему (к добру или к худу) слушали Навального, а не тех, кто наоборот.