Шкляров А.Г.

Приближается значимая дата — 75 лет Великой Победы. И не меркнет память, потому что каждая пядь белорусской земли полита кровью советских солдат, подаривших нашим детям мирное небо, счастливое детство, спокойную жизнь.

В маленькой деревушке Деражичи над Днепром проживает удивительный человек, гостеприимный хозяин, интереснейший собеседник, замечательный отец и дедушка, настоящий патриот белорусской земли Афанасий Гаврилович Шкляров. Его старенький дом сразу бросается в глаза: резные двери, калитки, ставни, привлекательный дворик, будто ждущий гостей. И в доме обстановка необычная, особенная: многие предметы сделаны своими руками, исторические фотографии, множество газет, книг, картины на стенах, статуэтки, связанные с пароходством. А какой вкусный чай из малины готовит этот человек, просто сказка!

Родился Афанасий Гаврилович Шкляров в простой крестьянской семье. Отец занимался сельским хозяйством, был человеком строгим, но справедливым, в Бога не верил, детей своих любил, а их у него было 11. Но 6 дочерей умерли в юном возрасте, осталась одна Марина и 4 сыновей. Афанасий Гаврилович родился в 1928 году и был младшим в семье. Мама, Прасковья Афанасьевна, добрая и набожная женщина, любила всех маленьких. Напечет, порой, коржиков и угощает ребятишек возле церкви. Помнит седовласый мужчина начало коллективизации, голодный 1933 год. Будучи пятилетним малышом, он не смог забыть, как хотелось кушать, и отец, чтобы накормить большую семью, зарезал лошадь. Но местные власти расценили этот поступок как вредительство, и глава семьи был осужден на 2 года. Вернулся он больным, немощным и вскоре умер. Но беда продолжала преследовать: ночью загорелся их дом, не смогли люди ничего вынести из него. После сильного испуга умер брат Володя. Мать почернела от горя, и в 1936-м году дети остались сиротами: во время жатвы напилась Прасковья Афанасьевна воды из болота и умерла. Жил наш герой с братом Никифором, помогала сестра, да и люди не отворачивались, оказывали помощь в хозяйстве, делились одеждой, пищей.

Начало войны, словно вдовий платок, накрыло землю скорбью и печалью. Старшие братья Афанасия уже были на переднем крае. Однажды паренек увидел самолет, низко летевший над землей со стороны Киева. Он смог даже заметить солдата в буденовке, который махал рукой, пролетая над колхозными полями. Трудно поверить, но это была последняя встреча с братом Николаем, именно он сидел в самолете и сбросил письмо на поле. В послании брат передавал приветствие родным и всем односельчанам, сообщал, что временно улетает в тыл. В конце письма большими буквами он написал: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». Эта фраза придавала сил, веры и желания громить фашистских оккупантов. К сожалению, больше братья так и не встретились.

15 октября 1943 года стояла теплая и солнечная погода. Пятнадцатилетний юноша, прищурившись от яркого солнца, смотрел в небо: со стороны Брагина появились 9 русских самолетов, которые несли на своих крыльях надежду и веру людям. Фашистский зенитный огонь зацепил одного «ястребка», и тот юзом пошел прямо в землю. Из него сразу выпрыгнул парашютист. Паренек бросился к пылающему самолету, но увидел только страшный огонь. Никого из экипажа он не нашел. Услышав стрекот моторов фашистских мотоциклов, он побежал в деревню. В старой избе мальчик увидел старшего брата, который помогал спешно переодеваться незнакомцу в лётной форме. Это и был выпрыгнувший из горящего ИЛа советский летчик. Молниеносно было принято решение спрятать его под большой деревянной кроватью, а сверху села с двумя малолетними детьми мама. Не прошло и получаса, как в хату вскочили два немца. Малыши, как по команде, испуганно заплакали, и фашисты вышли из дома. Но недаром говорят: геройство и предательство на войне рядом ходят… Кто-то все же донес, что Шкляровы прячут летчика, и через пару дней оккупанты вновь наведались в их дом, штыками искололи все кровати, сеновал, облазили чердаки, но никого не нашли. Не знали фрицы: летчик уже был на территории Петриковского района, а оттуда Николай Лунев — так звали спасенного семьей Шкляровых командира авиаэскадрильи — улетел в Москву, снова затем воевал до самого Дня Победы. В начале 70-х годов прошлого века Афанасий Гаврилович написал письмо в школу города Полтавы с просьбой найти спасенного летчика, так как знал, что там его родина. И Николай Лунев отозвался! Афанасий Гаврилович в 1972 году пригласил его на открытие памятника погибшим при форсировании Днепра советским воинам и похороненным в Деражичах. А три года спустя и сам побывал в гостях в Полтаве у Николая Лунева.

Значимым в жизни нашего героя является 1944 год — в 16 лет он вступил в ряды ВЛКСМ. Чтобы получить комсомольский билет, ребята из глубинки шли пешком в Лоевский райком комсомола, не боясь мороза и ночного студеного ветра. После войны юноша окончил фабрично-заводское училище в Гомеле, работал столяром, зарабатывал на хлеб, колеся по всем окрестным деревням. А затем судьба связала его с водным транспортом. Начинал матросом, рулевым, потом был помощником капитана. 43 года у штурвала, 32 сезона в должности капитана речного ледокола «Полярный», который первым прорубал водные пути в весенних льдах на реках Гомельщины и соседних областей. Как дорогую реликвию хранит Афанасий Гаврилович свидетельство о присвоении ему в 1954 году почетного звания лучшего штурмана Министерства речного флота. Мужчина гордится тем, что его дети пошли по его стопам. Сын Валерий окончил речной техникум и стал капитаном. Уходя на пенсию, отец передал ему свой ледокол «Полярный». Старшая дочь после окончания Ленинградского института водного транспорта работала инженером в плановом отделе порта. Династия продолжилась.

Для А. Шклярова неизменной была одна мечта — увековечить имена людей, которые ковали победу и погибли в борьбе с врагом. Он работал над проектом изготовления мемориальных плит, вел переписку с ветеранами, участвовал в различных встречах, ездил в Москву и Полтаву. Творческому энтузиазму этого человека могут позавидовать молодые. Он выступает с предложением установить памятник на горе в начале деревни Глушец, именно там, где проходила переправа, где выжили два молодых вяза. Символично склонили деревья свои ветви над самой стелой, как бы охраняя ее. Сколько отдано сил изготовлению памятника, знает только мастер, ведь надо было отковать, обработать и закалить многочисленные зубила разной формы, обточить их. Письмо на металле вручную требует хорошего глазомера, твердой руки и точного удара молотком по зубилу, иначе руку отобьешь. При форсировании Днепра и освобождении деревень Глушец, Деражичи, Старая Лутава, Новая Лутава погибло очень много солдат. Среди них 11 Героев Советского Союза. Руководство области и района решили поставить памятник воинам 61-й армии, участвовавшим в форсировании реки Днепр. Не считаясь со временем, на собственные средства мужчина изготовил 10 плит из нержавеющей стали и нанёс на них имена Героев Советского Союза. Работа была трудная и кропотливая, но ко времени открытия комплекса была выполнена.

С каждым годом катастрофически уменьшается число тех, кто был участником или свидетелем военных событий. Нам просто повезло, потому что есть уникальная возможность общения с необыкновенным человеком, мастером-умельцем, настоящим летописцем. Многие участники битвы за Днепр приезжали в наш район, и все они гостили в доме Шкляровых. Тепло его дома за многие годы ощутили сотни патриотов Якутии, которые ежегодно приезжают на могилу героя-земляка, москвичи, украинцы и многие другие. Он до сих пор ведет активную переписку с ветеранами и их родственниками, пишет стихи, которые говорят о пережитом в годы Великой Отечественной войны, о красоте родного края, многие посвящены солдатам, не вернувшимся с полей сражения, друзьям, своей деревне. В тетради аккуратным почерком выведена каждая строчка, записана дата сочинения стихотворения и место, которое вдохновило на его рождение.

Хочется низко поклониться этому человеку, выразить огромную благодарность за память, любовь к родной земле, бесценную работу по увековечению памяти. Дай Бог ему крепкого здоровья, творческого вдохновения, неиссякаемой энергии и энтузиазма.

Рассказала нотариус Гомельского нотариального округа Алла Владимировна Катион