Османский государственный документ в котором княжество Шейхан упоминается как "Эзидхан" 5 июня 1802 г.
Эзидхан (букв. «дом езидов») не означал «страну», в которой проживали езиды. Османские государственные документы называли езидское княжество Шейхан - Эзидханом,потому что именно Шейхан был единственным езидским княжеством который со временем не исламизировался в отличии от других езидских княжеств. Так-же Эзидхан называли места компактного проживания Езидов.Существовало условное деление на области (санджаки, что значит «округ» и «знамя»), и у каждой из них было свое знамя в виде металлического образа павлина «таус». Всего было семь таких областей с густонаселённым езидским населением: Шейхан, Шангал, Хаккяри, Халеб, Таврез (Тебриз), Валате Халта (страна Халтов) и Сархад. Все эти территории и назывались Эзидханом.
После того как в XIII в. духовным лидером езидов в Лалыше стал Шех Хасан, началась политика по централизации езидских земель и был взят курс на создание езидской государственности. В его правлении происходит расцвет езидской культуры. Будучи высокообразованным человеком, он активно распространял грамотность среди езидского населения. Фактически Шех Хасан в езидской религии и истории сыграл ту же роль, что и Константин I Великий в христианстве. Его авторитет в езидском обществе был непререкаем.
Пытаясь ослабить позиции Шех Хасана, представители клана Шамсани начали ожесточенную борьбу за власть. Так началось смутное время в езидской истории, вызванное борьбой кланов Шамсани и Адани. По сообщению арабского историка Ибн Таймия, борьба эта в Лалыше длилась 60 лет (Bedel FEQÎR HECÎ, Hevrikya Şemsanî, Adanî u Qatanyê li ser mîryatîya Êzidîyan).
Успехи Шех Хасана в управлении и создание фактически независимого княжества не давали покоя и соседям езидов. Стремясь остановить их растущее влияние, мусульманский правитель Мосула Бадр ал-Дину Лу Лу (1211-1259 гг.) выдвинул Шех Хасану ультиматум: принять ислам и признать хаджем Мекку.
После того как ультиматум был отвергнут, стороны начали готовиться к войне. Стоит отметить, что многолетняя междоусобица ослабила силу езидов и против общего врага они не выступили единым фронтом. Представители клана Шамсани поддерживали нейтралитет к сторонам конфликта, что, в конечном итоге, стало роковой ошибкой.
(Именно это является одной из больших ошибок езидского народа - отсутствие сплоченности и объединения. Даже спустя века, изучая историю езидского народа, мы не учимся на своих ошибках, а лишь продолжаем совершать то же что и наши предки.)
В 1246 г. войска Бадр ал-Дина Лу Лу вторглись в Лалыш, учинили погром и резню езидов, а также осквернили их святыни. Сам Шех Хасан бежал но был пленен и впоследствии казнен.
После гибели Шех Хасана новым духовным лидером езидов стал его сын Шарфадин, который сумел объединить народ в борьбе против Бадр ал-Дина Лу Лу. В этот период в езидских священных текстах впервые был использован термин «Эзидхан», что подразумевало под собой «землю езидов», их родину.
Таким образом, первая и последняя попытка создания независимого езидского государства потерпела неудачу.
ГИМН ЭЗИДХАНА
"Êzîdxan, Êzîdxan, Êzîdxan,
Tucar namire,
Çend biburîn dem û sal,
Ji duoza xwe qet venabe.
Hûn dinê sor kin ji xûnê,
Bikne jehir li me jînê,
Her navê me wê mîne,
Neyar li me şana be.
Berî we em oldarin,
Xwedî nas û kev narin,
Çend firman li me rabin,
Milet her bela nabe.
Em jî xudan Lalişin,
Bi tokê spî û xerqê resin,
Êdî em hilnaweşin,
Heger Ava reş rabî.
Em hinek şêx û pîrin,
Hin mirîd û feqîrin,
Xudan extiyar û mîrin,
Banga me wî Padşa bî.
Çend core bi me bikeşînin
Terqînî ser me bixûnin
Bo aştîyê em hîvîne
Û rastî wê her xuya be."