Научная деятельность Л.Н. Когана

Научная деятельность Льва Наумовича Когана была разнообразной и активной. Он занимался преподаванием, руководил научными работами, выступал оппонентом на защитах кандидатских и докторских диссертаций, писал книги, стихи, театральные рецензии.

В сферу его научных интересов входила тематика труда человека, проблематика личности, ее развития в процессе практической деятельности, а также под влиянием искусства и культуры, которую он анализировал, используя социологический и культурологический подход. Одна из любимых тем, встречающихся во многих работах Л. Н. Когана, – «человекотворчество как главная функция культуры»[1]. Кроме того, Коган является одним из основателей отечественной социологии образования. «Несмотря на то, что он не оставил после себя отдельных книг, непосредственно посвященных социологии образования, большое количество статей и специальные работы по теории и социологии культуры не оставляют сомнения в постоянном внимании и не ослабевавшем научном интересе к образованию на протяжении последних трех десятилетий его жизни и творчества (1967–1997)»[2]. «В последние годы жизни из-под его пера вышли философско-обобщающие книги о судьбе, цели и смысле бытия, преходящем и непреходящем в жизни человека, о зле, серьезной и веселой философии, философии Шекспира»[3]. Многие из его идей, несмотря на то что Коган работал в условиях тоталитарного режима и сам признавал его влияние на свои научные взгляды и творчество, по-прежнему остаются продуктивными.

Лев Наумович Коган является автором более 400 научных работ. В их число также входят 20 монографий и 3 учебных пособия (список трудов Л.Н. Когана можно посмотреть здесь). Наиболее известными из них считаются авторские и коллективные монографии: 

Более 40 научных трудов Л.Н. Когана были переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. С его именем связано возрождение, становление и развитие социологии культуры. Труды Когана по теории и методологии культуры, исследования по проблемам искусства были пионерными в 1960—1980-х годах. 

Кроме того, под его непосредственным руководством было защищено 182 кандидатских и 22 докторских диссертаций.

В 1966 году при участии Льва Наумовича был создан сектор социологии культуры Института экономики Уральского научного центра, который он возглавлял до 1977 года.

Коган был членом редакционной коллегии журнала «Социологические исследования», а также заведующим кафедрой теории научного коммунизма и социологии в 1977-1987 годах, председателем Уральского отделения Советской Социологической Ассоциации. Под эгидой этой организации каждые два года проходили при жизни Льва Наумовича и проходят сегодня «Уральские социологические чтения».

Более 50 лет (С 1943 года по 1997) он преподавал в Уральском Государственном университете. При его участии были созданы факультеты философии, политологии и социологии, искусствоведения, культурологии.

Он работал преподавателем философии, эстетики и социологии культуры. По воспоминаниям его учеников, лекции были не просто содержательными и очень четкими по позициям, но эффектными, яркими, красивыми. Как преподаватель он умел заинтересовать студентов. По воспоминаниям его коллег, «многие годы он был поистине кумиром студенческой и научной молодежи. Его отзывчивость сочеталась с требовательностью. Отличаясь удивительной работоспособностью, он и от других ждал полной самоотдачи и не желал входить ни в какие обстоятельства»[4].

«Артистизм пронизывал и его научное творчество. Поражала и поражает его способность импровизировать, «фонтанировать» разнообразными (чаще всего нетривиальными) идеями и та щедрость, с которой он делился (а порой разбрасывался) этими идеями. Он был подлинно артистической натурой, даже в науке. Его привлекал процесс творчества, создания и придумывания научных идей. А ремесленная часть – доведение той или иной идеи до требуемых кондиций, ее детальная разработка, что составляет значительную долю научной деятельности, – ему нередко была скучна и неинтересна. При этом в нем парадоксальным образом сочетались блестящая легкость, полет научной фантазии и фундаментальность, даже педантичность, в работе с книгами, текстами, материалами»[5].

Лев Наумович делал рукописные конспекты по самым разнообразным источникам. В каком бы городе он ни находился, в отпуске или в командировке, все время он проводил в библиотеке. У него было около 60 написанных мелким, четким почерком тетрадей с конспектами и комментариями по изученным им источникам. Восхищает его умение систематизировать материал: использование специальных пометок, выделение цветом, применение традиционного для научного сообщества того времени сокращения NB - Nota bene (латинское выражение, означающее «обрати внимание»).

За свою научную деятельность Лев Наумович получил следующие награды и звания: