Родители Л.Н. Когана

Лев Наумович родился в семье врачей, отец и мать члены КПСС. Мать Льва Наумовича, Рахиль Исааковна Зетель-Коган, и отец, Наум Иосифович Коган, переехали из Москвы в Екатеринбург по просьбе наркома здравоохранения в связи с тем, 1919 году в связи с выделением из состава Пермской губернии Екатеринбургской началась скорейшая перестройка всех отраслей хозяйства, в том числе и здравоохранения.

Урал только что освободили от войск адмирала Колчака. Вместе с ним, кто по принуждению, кто по велению души, покинули родину медицинские работники. Глава губернского отдела здравоохранения И.С.Белостоцкий обратился за помощью к наркому здравоохранения Семашко с просьбой «прислать в Екатеринбург 50 врачей, медперсонал, медикаменты». Нарком предложил столичным медикам оказать помощь Уралу на условиях  сохранения работы и квартиры в Москве. На призыв откликнулась только один врач — педиатр Рахиль Исааковна Зетель-Коган. Ее благородный порыв поддержал и муж Н.И. Коган, тоже доктор. Через неделю к ним присоединились еще девять врачей и фельдшер.

Выехали из Москвы 16 декабря1919 года. В Екатеринбург прибыли через двенадцать суток. На задворках вокзала — «поленница» замороженных трупов. Другого способа обеззаразить тела умерших от тифа не было.  

Р.И. Зетель-Коган пишет в своих воспоминаниях:

«Пешком в страшный мороз, с книгами и чемоданами явились мы в облздравотдел, где нас встретили Белостоцкий и Гаврилов.»

Р.И. Зетель-Коган сразу ввели в состав коллегии губздрава и поручили организацию детских учреждений, которые в городе почти отсутствовали. Р.И. Зетель-Коган создала совет охраны здоровья детей, который занимался открытием детских больниц. Результатом огромной работы стало то, что в конце 1920 годов были организованы детская консультация, молочная кухня и лаборатория. Во флигеле частной лечебницы известного акушера В.М. Онуфриева открылась первая в городе детская поликлиника. На бывших Агафуровских дачах в начале 1921 года был построен первый детский санаторий.

В конце этого же года командировка на Урал едва не стоила жизни родителям Л.Н. Когана. Во время ликвидации «гнезда беспризорников» они заразились сыпным тифом, от которого пострадали все московские посланники. 

Позднее Р.И. Зетель-Коган пишет:

«Своим выздоровлением я обязана И.С. Белостоцкому, он организовал круглосуточное дежурство, привлек Л.В. Лепешинского и приехавшего в Екатеринбург Н.И. Ковалерова.»

В записях С.М. Бриля хранятся интересные факты о том, как Р.И. Зетель-Коган удалось решить кадровый вопрос. К работе с детьми она привлекла монахинь Ново-Тихвинского монастыря, который готовился к закрытию. Однако Белостоцкий и партийные деятели края не приняли такое предложение. Но мать Льва Наумовича не отступала. Хороший врач, ладила с детьми и умела найти подход к их родителям, среди которых была и партийная элита города. Отказать организатору здравоохранения они могли, но лечащему врачу их детей – нет.

Так, для работы были отобраны сто монахинь, для которых Рахиль Исааковна организовала первые на Урале курсы медсестер. Все они успешно прошли обучение, получили дипломы и долгие годы работали с детьми.

Практически волонтерская поездка, рассчитанная на два года, заняла почти всю жизнь родителей Л.Н. Когана. 

Рахиль Исааковна достигла вершин в профессии: защитила кандидатскую диссертацию, стала отличником здравоохранения. Она стояла у истоков открытия педиатрического факультета в СГМИ, заведовала кафедрой пропедевтики детских болезней. Ее по праву называют одним из активных организаторов педиатрической службы на Среднем Урале, первым педиатром-инфекционистом Екатеринбурга советского периода. 

Отец Когана Наум Иосифович всю жизнь проработал специалистом  Екатеринбургского губздравотдела. В Москву они так и не вернулись.