МИХАИЛ ТРИФОНОВИЧ ИОВЧУК

доктор философских наук, член-корреспондент АН СССР

6 ноября 1908 г., Заужовье, Кобринский уезд, Гродненская губерния, Российская империя - 9 января 1990 г., Москва, СССР

В 1926 г. стал членом ВКП (б) и поступил на философское отделение Академии Комвоспитания. После окончания в 1931 г. Академии он стал аспирантом Коммунистического университета преподавателей общественных наук и после аспирантуры с 1933 по 1936 гг. работал начальником политотдела совхоза в Белорусской ССР, а затем, с 1936 по 1939 гг. руководил кафедрами диалектического материализма и марксизма-ленинизма в Московском химико-технологическом ин-те им. Д.И. Менделеева и в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. В этот период он подготовил и защитил кандидатскую диссертацию о философских и социально-политических взглядах Белинского. С 1939 по 1941 гг. М.Т. Иовчук работал в Исполкоме Коминтерна, а с 1941 по 1947 гг. - в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП (б). 


В эти годы Михаил Трифонович стал вести занятия по истории русской философии в Высшей партийной школе и в соавторстве с Г.С. Васецким в 1941 г. опубликовал стенограммы лекций, а затем и книгу "Очерки по истории русского материализма ХУШ и XIX веков" (М., 1942). В 1946 г.  он защитил докторскую диссертацию "Из истории русской материалистической философии ХVIII-ХIХ веков" и был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.


В 1943 г. по инициативе М.Т. Иовчука на философском ф-те МГУ им. М.В.Ломоносова была создана кафедра истории русской философии, которой он по совместительству руководил до 1947 г. 


В 1947-1949 гг. он был   Секретарем ЦК КП Белоруссии по пропаганде и агитации. Летом 1949 г. за подписание некролога С. Михоэлсу (всемирно известный театральный режиссёр и еврейский общественный деятель Соломон Михоэлс был убит по прямому приказу Сталина сотрудниками Министерства государственной безопасности СССР ) он был отозван из Минска и направлен в Свердловск, где был назначен заведующим кафедрой диалектического и исторического материализма Уральского университета им. А.М,Горького.


Л.Н.Коган считал, что переезд  М.Т. Иовчука в Свердловск  - «это событие имело решающее значение для рождения екатеринбургской социологической школы». (Коган Л.Н. Неповторимая романтика социологии//Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах.-СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999- С. 28)


В 1949—1953 годах заведуя кафедрой диалектического и исторического материализма, выступает инициатором проведения социологических исследований на промышленных предприятиях  Свердловска (Уралмаш) и Нижнего Тагила (НТМК). Из числа молодых преподавателей кафедры (Коган Л.Н.) лучших выпускников историко-филологического факультета, ставших аспирантами (Г.В.Мокроносов, В.Г.Нестеров, И.М.Сушков, впоследствии докторов наук), лучших заведующих кафедр других вузов города (Г.А.Курсанов, М.Н.Руткевич)  создает первую исследовательскую группу для реализации этих планов.  Диссертации аспирантов,  первые научные публикации содержали конкретный материал, собранный на предприятиях Свердловска. 


М.Т. Иовчук был талантливый организатор, человек феноменального трудолюбия. Работая в Свердловске, добился открытия кафедры философии не только в Уральском университете, но и в Уральском филиале (ныне отделении) Академии наук страны. Он организовал первые на Урале методологические философские семинары, в которых участвовали крупнейшие ученые.  В областной газете «Уральский рабочий» по его инициативе и под его редакцией было опубликовано 15 лекций по философии. Михаила Трифоновича  по праву считают одним из основателей свердловской философской школы. Л.Н.Коган писал о нем: «…я люблю этого человека, считаю его своим единственным учителем» ( см. Коган Л.Н. Неповторимая романтика социологии//Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах.-СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999- С. 282)


С 1953 г. он вновь работает в Москве профессором философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1958 г. он стал организатором и первым заведующим (до 1963 г.) кафедры истории марксистско-ленинской философии философского ф-та МГУ. Одновременно он стал заведующим сектором в Институте философии АН СССР и участвовал в качестве автора и члена редколлегии в подготовке шеститомной «Истории философии», пятитомной "Истории философии в СССР" и пятитомной "Философской энциклопедии".


 С 1958 г. более десяти лет Иовчук М.Т. был главным редактором журнале "Философские науки. Научные доклады высшей школы" и «…будучи главным редактором журнала «Философские науки», добился того, чтобы журнал систематически публиковал результаты социологических исследований…» ( Коган Л.Н. Неповторимая романтика социологии//Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах.-СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999- С. 281)


В 1970-1977 гг. - ректор Академии общественных наук при ЦК КПСС. Став ректором Академии,  М.Т. Иовчук создает в ней мощный социологический центр и кафедру социологии.


Награжден пятью орденами СССР, медалями. Последние годы работал в Институте философии АН СССР.

Воспоминания  Л.Н.Когана о М.Т. Иовчуке

«Писать о Михаиле Трифоновиче очень трудно. Не только потому, что я люблю этого человека, считаю его своим единственным учителем и боюсь быть субъективным, но и потому, что в нем отразились все противоречия тоталитарной эпохи. Он был и ее активным деятелем, и ее жертвой… Он был совершенно убежден в мудрости и прозорливости «линии ЦК», не позволяя себе никаких сомнений. «Внутренний редактор» глушил в нем многие творческие порывы… Его работы постоянно оказывались неизмеримо ниже его способностей и творческих возможностей. Он это знал. О нем нельзя судить однозначно негативно. В какой-то мере он был трагической фигурой».

«Было это в последние дни августа 1949 года. Вернувшись из отпуска, я узнал, что меня срочно вызывают к ректору. В его кабинете сидел полный человек в очках, показавшийся мне пожилым… Так я познакомился с новым заведующим кафедрой философии Уральского университета Михаилом Трифоновичем Иовчуком. Я веду свои воспоминания о начале уральской социологии именно с приезда Иовчука, ибо это событие имело решающее значение для рождения екатеринбургской социологической школы».

 «Это был талантливый организатор, человек поистине феноменального трудолюбия. Он увлекался работой и выполнял ее с наслаждением… Редактором он был очень придирчивым. Сначала до неузнаваемости правил рукопись, а потом такой же операции подвергал вёрстку… Х. Н. Момджян как-то заметил: «Если Иовчук начнёт редактировать Библию то получится Коран».

«…Первый из шести аспирантов должен был явиться к нему домой в 22 часа, а последний в 03:30 ночи. Большого труда стоило убедить его, что такие часы для консультаций, мягко говоря, неприемлемы для учебного заведения. Зато звонить членом кафедры он мог и в час, и в два ночи. Просыпаешься берешь трубку и слышишь удивленный голос: «Неужели вы уже спите?» ... презирал бездельников и хапуг. Он много работал сам и требовал того же от других».

 «”Заводился” он очень быстро и порой по самому ничтожному поводу. Зато “отходил” тоже быстро, был способен извиниться за напрасно нанесенную обиду и сам переживал свои срывы».

«Он необыкновенно чутко чувствовал конъюнктуру и ее малейшие изменения. Помню, когда через несколько дней после смерти Сталина один из аспирантов предложил написать в кафедральный сборник статью «Роль личной инициативы Сталина в развитии советского общества», Иовчук загадочно улыбнулся и сказал: «Не торопитесь…» Однако, когда конъюнктура приходила в конфликт с элементарной порядочностью, последняя брала верх. Я испытал это на себе.В 1952 году, в период разгула насаждаемого сверху антисемитизма «директивные органы» категорически требовали от редактора университета изгнать меня и доцента В. М. Готлобера – последних двух евреев, оставшихся на кафедрах общественных наук. Опальный, ссыльный Иовчук имел мужество заявить, что в этом случае он немедленно слагает себя руководство кафедрой. Об этом мне уже в наши дни рассказали сами работники отдела науки обкома КПСС. Иовчук же никогда о своей роли в решении моей судьбы не упоминал».

«Михаил Трифонович презирал бездельников и хапуг. Он много работал сам и требовал того же от других».

«Годы работы в ЦК КПСС не прошли для Иовчука бесследно. В первое время и в Екатеринбурге он трудился по ночам, спал утром, на кафедру приходил в полден. Помню, какое смятение вызвало у аспирантов время первой консультации у научного руководителя. Первый из шести аспирантов должен был явиться к нему домой в 22 часа, а последний в 03:30 ночи. Большого труда стоило убедить его, что такие часы для консультаций, мягко говоря, неприемлемы для учебного заведения. Зато звонить членом кафедры он мог и в час, и в два ночи. Просыпаешься берешь трубку и слышишь удивленный голос: «Неужели вы уже спите?».

«Иовчук прекрасно выступал на заседаниях кафедры, собраниях, ученом совете. Лекционную работу он не любил… Семинарские занятия нравились ему больше, он всегда внимательно читал до семинара студенческие рефераты и глубоко анализировал их на занятии».

«На первом же заседании кафедры в сентябре 1949 года Иовчук поставил задачу систематически проводить социологические исследования на предприятиях Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Мы с ним побывали на «Уралмаше», встречались с руководителями завода, которые, разумеется, никогда не слышали о социологии и недоумевали, зачем такие исследования нужны заводу. Иовчук нашел доводы которые убедили дирекцию и партком, в итоге преподаватели и аспиранты кафедры получили постоянные пропуска в ряд цехов. Темы диссертаций аспирантов совпадали с порученными им разделами общего исследования. Руководство всей работой на предприятиях, начавшиеся зимой 1952 года, поручили мне. Ни я, ни Иовчук, откровенно говоря, не имели понятия о методике и технике социологических исследований».

(Коган Л.Н. Неповторимая романтика социологии// 

Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах.-

СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999- С. 280-288)