Ярославцева Татьяна 

ИЗНАНКА БЕЛОГО ХАЛАТА


Природа окрыляла! Весна хрустела тонким ледком в утренних лужах, дразнила ароматом юной зелени тополей, играла теплыми солнечными лучами.  Весеннее, романтическое настроение вселяло  веру, что мне по силам реальные мечты. Успешная сдача выпускных экзаменов, поступление в медицинский институт, несмотря на высокий проходной бал и большой конкурс.  

При первом знакомстве Благовещенский государственный медицинский институт (БГМИ) поразил меня своей величественностью. Фасад массивного здания украшали мраморные колонны. Внутри огромный холл венчала широкая  лестница, ведущая в просторные аудитории, большие лекционные залы и учебные классы. Стоя перед массивной дверью судьбоносной приемной, я была переполнена одним желанием заполучить свою птицу удачи. Благо хватило сил, везения, знаний пройти все трудные экзаменационные этапы: «Ура! Победа. Я – студентка!».

В сентябре началась кипучая студенческая жизнь. Новыми предметами для нас на первом курсе были: нормальная анатомия человека, гистология и латинский язык. Все предметы были интересны, кроме анатомии, куратор группы – студентка шестого курса, занималась нами формально. Учебный курс начинался с изучения костной системы человека, наше самостоятельное обучение проходило без   интереса и рвения, короче «спустя рукава». К итоговому зачету «по костям» отнеслись спокойно,   лояльное отношение преподавателя нас расслабило. Но когда в класс вошел новый ассистент, от неожиданного сюрприза, группа напряглась. Высокий симпатичный блондин, официально, строго представился нам: «Ваш преподаватель, доцент кафедры нормальной анатомии, кандидат медицинских наук, Никита Игоревич Недбай, – и дальше произнес: «Познакомлюсь с каждым во время занятия». 

Зачетная тема объёмная, необходимо доскональное знание каждой кости скелета. Волновались все. Мне не хотелось «ударить в грязь лицом», отрешенно, как заклинание, повторяла только строение   кисти.  Подошла моя очередь, преподаватель озвучил  задание. Я радостно воскликнула:

 – О, счастье! Моя любимая  тема! – Стремглав подлетела к скелету, ухватила узкую ладонь и начала тараторить. Моя неуёмная дрожь рук вызвала в ответ нежный перезвон всех его пружинок и косточек, добавив звон мелочи в кармане. Закончив отвечать, недоумевая, смотрела на преподавателя, он улыбался. 

– Спасибо, доктор! – обратился он ко мне. – Понятно, что вам повезло, зачет сдан, но такой благодарный перезвон, исполненный в мою честь, слышу впервые. От общего смеха, напряжение прошло.

Началась другая жизнь. Мы все сразу увлеклись анатомией. Теперь допоздна просиживая в аудитории с атласом в руках, изучали особенности внутренних органов. В затруднительных случаях, наш уважаемый анатом приходил нам на помощь, легко, с юмором разрешал все споры. Он нас научил препарировать, выделять сосудистые, нервные пучки, при этом уметь думать и отвечать на вопросы, почему это так, а не иначе, знакомил с профессиональными изюминками, примерами из своей практики, что делало насыщенными, интересными практические занятия. А главное способствовало быстрому усвоению нового материала, отличной подготовке к экзамену и отсутствие страха перед ним. Это заслуга  уважаемого куратора Ники! Он помог нам понять и  полюбить этот предмет. Ведь анатомия одна из главных основ медицины.  

На следующий новый цикл «Общая хирургия», мы пришли с определенным багажом знаний, умений и реальным желанием познавать новое. Как будто судьба передала нас из надежных рук анатома в умелые руки замечательного хирурга, молодого профессора Виктора Ивановича Шилова.

Лекции по хирургии завораживали новой информацией. Мы сидела на первых рядах, ловили каждое его слово. Он разбудил в нас интерес к науке, к экспериментам, к посещению научных обществ и кружков. Я в урологическом кружке не только занималась научной работой, но и освоила необходимые в практике инструментальные манипуляции. Присутствие на его операциях и дежурствах в  выходные дни, дало мне незаменимый опыт знаний и умений в экстренных ситуациях.  

В очередное дежурство поступил пациент с травмой языка. Он прикусил его во время гонок на мотоцикле, машинально выплюнув с кровью откушенный кончик языка. Пациента поручили мне. Это была моя первая операция. Сложно, не имея навыка, одной рукой, фиксировать зажимом кровоточащий, влажный язык, а другой, наложить швы, аккуратно соединив края раны хирургической иглой. Очень старалась сделать работу хорошо, оценив результат, облегченно вздохнула. Виктор Иванович одобрительно произнес: «Молодец! Боевое крещение прошла!».

 Начало хирургии сердца в нашем мединституте связано было с именем кардиохирурга, ученого, изобретателя и талантливого педагога, профессора Ярослава Петровича Кулика. Им был разработан новый метод ИК (искусственного кровообращения) для оперативного лечения врожденных и приобретенных пороков сердца. Первая операция с АИК  на  «открытом сердце» успешно проведена в 1969 г. пациентке с дефектом межпредсердной перегородки. Благодаря тому, что Ярослав Петрович вёл занятия в нашей группе, нам единственным, повезло присутствовать на ней. Операция длилась три часа на «сухом сердце». Профессор сотворил чудо, мы увидели вновь ожившее сердце на ладони хирурга! Это еще раз доказало, что «наука – двигатель прогресса». Гордость за нашего профессора и счастье от сопричастности к этому врачебному подвигу переполняло нас. 

 Акушерство, я считала своим любимым предметом. Изучение его, связано с прекрасными лекциями профессора Пальчик Дарьи Алексеевны и практическими занятиями на учебных муляжах, где все получалось легко, правильно, с отличным результатом и весело, так как вопросы жизненные и нам знакомы, правда, понаслышке.

Моя летняя врачебная практика по акушерству и гинекологии проходила в районной больнице. Руководитель практики, врач гинеколог с двадцатилетним стажем, Галина  Ивановна Абраменко. Дневное дежурство. В палате женщина, пришедшая на прерывание беременности. После обезболивания, во время микрооперации, беременная закапризничала. Тогда доктор резко отрезвила ее, объяснив ей опасность проводимой медицинской манипуляции. Эта неприятная ситуация завершилась благополучно, но увидев и оценив возможные её последствия, я поняла, что никогда не смогу прервать чужую жизнь.      

Вторую беременную, акушерка подготовила к родам. Я стояла рядом с роженицей, в радостном ожидании, прикосновения к таинству природы, рождению человека. И вдруг раздается отчаянный крик санитарки:

 –  Ивановна! Роженицу доставили по сан. авиации!!

 И слышу в ответ:

– Татьяна, выручай, осмотри пациентку!

Пограничники внесли на носилках женщину, осторожно переложив её на кушетку пояснили, что это жена начальника погранзаставы. Они задержались, потому что ждали с задания вертолёт. Только увидев женщину, я в миг покрылась холодным потом:

 – Роды начались, несите простыню! – кричу санитарке. – Спокойно, не торопись, помогай! –  Уговариваю себя и чувствую рядом плечо наставника. Через мгновение, на моих осторожных, неопытных ладонях появляется живой, крохотный, громко орущий человечек. – Получилось! – радуюсь я. – Мой крестник, мой первенец!  

С каждым курсом  интерес к учебе усиливался. Мы старались применять теоретические знания на практике. На цикле по терапии самостоятельно оформляли истории болезни. За мной закрепили молодого человека. Я собрала у него анамнез (история жизни и болезни). Он, из-за стеснения, не все мне рассказал, а я, по причине молодости и тоже стеснения, не полностью его осмотрела. В документах заполнила все разделы и сдала на проверку. При сдаче зачета на следующий день, преподаватель уточнил:

 – Вы осматривали больного?

– Да! – прозвучал мой уверенный ответ.

– А почему не отмечена патология мочеполовой системы? – нахмурил он брови.

Этот первый урок неправильной работы с пациентом, я усвоила на всю жизнь.

Второй урок преподал мне ассистент кафедры кожных болезней. Нам представили больного с тяжелой формой псориаза. Волосистая часть, кожные покровы были сплошь покрыты струпьями, я, вздрогнув, отстранилась. Преподаватель, заметив мой испуг, поручил мне ведение именно этого больного. Правильно оценив ситуацию, я переборола чувство брезгливости к гною, крови, испражнениям.   

В годы моей учебы ректором БГМИ был профессор Петр Яковлевич Григорьев, замечательный гастроэнтеролог, фронтовик, организатор здравоохранения. Институт успешно развивался стремительными темпами. Защиты докторских и кандидатских диссертаций, развитие новых научных направлений, научно – исследовательских центров. Весь этот научный прогресс увлекал и нас  студентов, помогая в учебе, в выборе  специальности или  науки.

На выпускном торжестве, после вручения дипломов, ректор БГМИ Петр Яковлевич Григорьев, своё напутствие закончил словами: «За годы учебы мы вместе с вами заложили фундамент нашей профессии, возводить   собственное здание каждый будет сам!».

Я, за 45 лет работы врачом, сложила  стены из кирпичиков радости и отчаяния, успехов и неудач, но  камешков разочарования в них  нет.   

Всем своим прекрасным педагогам благодарна: за их ежедневную самоотдачу, за их терпеливый труд, за высокий профессионализм, за помощь в приобретении важных знаний и навыков. За неоценимый вклад в каждого студента.              

 Они научили нас быть смелыми, решительными в применении своих знаний в диагностике и лечении. Постоянно учиться, расти профессионально, принимать самостоятельные решения в борьбе за жизнь каждого пациента.