Санкт-Петербург
С ноября по 14 декабря 1825 г.
Действующие лица
Великий князь Николай Павлович
Великий князь Константин Павлович
К. Ф. Рылеев
П. Г. Каховский
Е. П. Оболенский
С. П. Трубецкой
Военный генерал-губернатор М. А. Милорадович
Министр внутренних дел Ланской
Военный министр Татищев
Несколько рядовых декабристов
СЦЕНА 1. Квартира одного из заговорщиков. Несколько рядовых декабристов.
1-й декабрист Долго мы уже прождали, С той поры, как одержали Мы победу над врагом, Что заправит царь с умом. Может ли, когда он чахнет, Оставаться при делах? Нет! Он увлёкся темнотой И Россию за собой Увлекает беспрестанно.
2-й декабрист Говорите вы туманно. Что ещё за темнота?
1-й декабрист Так разгадка ведь проста. Он увлёкся мистицизмом, Пренебрёг либерализмом. Он уже давно не тот, Кем он был в свой первый год Пребыванья на престоле.
2-й декабрист Не скажи. Не доброй волей Александр был возведён На отцовский царский трон. Уж тогда был расположен Обнажать свой меч из ножен Для защиты дел своих.
3-й декабрист Это что ли вы о них? О мучителях Павлуши?
1-й декабрист Раз дошёл он до удуший, Почему бы страной Не ввести приёмчик свой?
2-й декабрист Мне плевать на то, что Саша Шарфом удавил папашу. Ведь в конце концов отец Был весьма большой глупец. Это их ведь отношенья. Больше прихожу в волненье, Оттого что сей тиран Приготовил для крестьян Аракчеевскую пытку. И всё делается прытко.
3-й декабрист С Аракчеевщиной сын С Павликом один в один.
1-й декабрист 2-му и 3-му Что вы всё: Павлуша, Саша? Будто бы родня всё ваша! Всё же что ни говори, А они для нас цари.
3-й декабрист Мы – дворяне-либералы. Если наш народ – усталый, То я не обязан вам С уваженьем к именам Благородно относиться. Всем им надо потрудиться, Чтобы я их уважал.
1-й декабрист Я на это указал, Потому что разговоры Смысл теряют весь, коль скоро Мы паясничать начнём. Даже пусть мы либералы.
3-й декабрист Нас, таких как я, немало. Русский человек любой Либерал всегда большой. Просто часто так бывает, То, что нас переполняет, Держит в ужасе большом. Ограничиваться в том Всякий раз предпочитаем, Чтобы не пропасть за краем. Как вериги старовер Надевает, например, Чтобы отдалять умело От греха страстное тело. Жаждой воли упоён, Русский человек заслон Перед искушеньем ставит. Потому тиран им правит Без особого труда.
1-й декабрист Может, вы ещё тогда Нам расскажете причину, Что же русский мужичина Вдруг такой вот либерал?
3-й декабрист Очень просто. Он собрал Преогромные просторы. Где свобода есть для взора, Там простор и для души. Так ведь нет: давай лиши Ты меня такой свободы. Всё я сделаю в угоду Баринов и богачей, Лишь бы в голове своей Не тревожить жажду воли. Русскому чем больше поле, Тем он больше натворит. Пусть хоть поле всё сгорит.
1-й декабрист Но ведь русский наш крестьянин В рабство был тогда заманен Не по воле же своей: Это дело рук царей.
СЦЕНА 2. Квартира одного из заговорщиков. Через несколько дней. Несколько рядовых декабристов.
4-й декабрист Слышали? Наш царь убогий Александр аж в Таганроге Испустил имперский дух. До меня доходит слух, Кто пустил его, не знаю, Очень глупый, полагаю, Мол, наш царь не умирал И, из мысли, что устал, Свой престол давно оставил, Сам же в келью путь направил. Александр теперь для нас Раз и навсегда угас. Он со сплетней трон занял, Вот и с ней же власть отдал.
3-й декабрист Да, запутанное дело. Но могу сказать я смело, Что вот эта смерть царя – Это новая заря. И сейчас, в такое время Мы могли бы сбросить бремя Навсегда с крестьянских плеч. Время обнажить свой меч И восстать на Константина.
1-й декабрист Ваша спешка беспричинна.
3-й декабрист Отчего ж? Наоборот Царь уже давно ведёт Здесь за нами наблюденье. Есть о нас там донесенья И, конечно, не одно.
4-й декабрист Но ведь мы же всё равно Без Рылеева – ни шагу. Он когда подымет шпагу, Мы тогда пойдём за ним И свой жребий разрешим.
3-й декабрист Разумеется, Рылеев Поведёт нас на злодеев В им определённый миг. Но, боюсь, что этот сдвиг – Смена власти меж царями – Не используется нами.
1-й декабрист Если всё же будет так, Что не развернём мы стяг, Значит, так решил Рылеев. Среди нас зерно посеяв, Он же будет впредь решать, Пожинать – не пожинать. И потом наверняка же Эти наши персонажи, Сам Рылеев, Муравьёв Обсудили, кто готов Воплощать наш план бунтарский.
2-й декабрист Нынешний порядок царский Даже в этот трудный час Может быть силён для нас.
3-й декабрист Наша главная столица, Где живут царь и царица Не вздымала головы, Не в пример Москве, увы, Где давно, ещё со Смуты Царь не чувствовал уюта. Славный город на Неве Не уступит ведь Москве?
1-й декабрист Не люблю сопоставлять я. На подобное занятье Тратить время не хочу. Я такие мысли мчу От себя всегда подальше. В них, пожалуй, много фальши.
3-й декабрист Хоть, конечно, смерть царя Возбуждённо встретил, Я согласен дожидаться.
4-й декабрист А куда же вам деваться? И не вздумайте один Выступать среди равнин.
СЦЕНА 3. Императорский дворец. Через несколько дней. Великие князья Константин Павлович и Николай Павлович.
Константин Дорогой мой брат, не знаю, Как нам быть. Себя терзаю, А вот не могу понять, Как тебе царём бы стать Без больших кровопролитий. Нам ведь надо быть открытей. Надо подданным сказать, Что отныне присягать Граждане должны тебе лишь. Этим же сомненье вселишь, Потому что мне народ Дал уже присягу. Вот.
Николай Ты же с самого начала Не хотел, чтоб присягала Наша гвардия тебе При торжественной стрельбе. Но тогда ты не сказал им, Что хотел за братом малым Трон российский оставлять.
Константин Да, я знаю. Заявлять Будет как-то поздновато Сложно убедить солдата Или же простой народ, Что отныне твой черёд. Шла присяга так помпезно, Что теперь уж неполезно Снова проводить её. Надоело, право, всё!
Николай Как тебя я понимаю! Но при том я всё ж считаю, Надо робость отмести, А присягу провести. Что же там до недовольных, То средь их речей застольных Слышно ненависть давно. Им давно уж всё равно, На одну присягу больше Или меньше. Вон ведь в Польше Много недовольных есть. Что ж, мне тоже их учесть При раздумьях о присяге?
Константин Много смелых на бумаге!
Николай Кстати, о бумагах. Вот, Нам уже не первый год Доносили о дворянах Как о самых злых смутьянах.
Константин Я в отчаяние впал, Лишь про заговор узнал! Как так возмущаться можно?! Александр ведь неотложно Все реформы претворял, Много воли даровал.
Николай Мне со всех концов доносят, Что врагам легко нас сбросят, Если быть не начеку; Что почти в любом полку Обсуждают все смерть брата И считают, что тогда-то Им и надо восставать. Если ж прямо рассуждать, Хочется им передрягу Много лет уж, а присягу Лишь используют они. Хоть куда ты их клони. Их присяга – только повод. Ты не думай, что легко вот Возмущенье мы уймём.
Константин Да, но мы цари вдвоём, Я – по старшинству и званью, Ты – по моему желанью. Чтобы переприсягать, Надо было всё сказать. Время упустил небрежно, И восстанье неизбежно.
Николай Часть смогли мы нынче взять, Остальных не удержать, Тех, кто нынче не знаком нам На собрании их тёмном. И на этих непосед Скоро я пролью свой свет.
СЦЕНА 4. Квартира Рылеева.. Через несколько дней. Рылеев, Каховский, Оболенский, Трубецкой.
Оболенский Петербург нагрет изрядно, Хоть на улицах прохладно. Жарко так, что уж вот-вот На Неве потреснет лёд.
Рылеев Завтра день переприсяги.
Оболенский Мы исполнены отваги!
Каховский И диковинная тварь – Русский наш двуглавый царь – Будет без усилий скован И позднее освежёван!
Муравьёв-Апостол Кстати, для дворян вопрос: Если царь нас превознёс, Дал вольности большие, Чтоб служили мы России, Можем мы в него в ответ Направлять свой пистолет?
Рылеев Муравьёву Вы сперва определитесь, Кто вы: верный царский витязь Или пламенный борец, Приближающий конец Злостного самодержавья И крестьянского бесправья?
Муравьёв-Апостол Я всегда борцом и был. Я бы кровь царя пролил, Но в течение сраженья, А не после заточенья.
Рылеев Мы судьбу царя решим, Лишь когда его пленим.
Трубецкой Для начала план составим. К Зимнему Дворцу направим Мы большую часть солдат. Часть солдат освободят Петропавловскую крепость. Чтоб не допустить нелепость, Надо выбрать вожака, Чья единая рука Нас в поток огромный сплавит И, как следствие, избавит От смертельной суеты.
Муравьёв-Апостол Ваши мысли так просты, Что нам надо вас назначить.
Трубецкой Нет. Боюсь я напортачить, Очень сильно торопясь.
Рылеев Не пугайтесь, милый князь! Опыт ваш нам всем послужит.
Каховский Вам главу никто не вскружит.
Трубецкой Что ж, раз выбрали меня, То тогда продолжу я Размышленьями делиться. Надо нам в Сенат явиться И Сенату приказать Новый наш закон принять
Оболенский В общем, завтра выступаем? Правильно мы понимаем?
Рылеев Ну пока что точно да, Если срочно никуда День присяги не подвинут.
Муравьёв-Апостол Коль подвинут – опрокинут Окончательно себя.
Трубецкой Что ж, расходимся, друзья: Времени осталось мало. Чтоб затея не пропала, Нам и отдохнуть пора. На Сенатской все с утра!
СЦЕНА 5. Императорский дворец. Через несколько дней. Великий князь Николай Павлович, министры Ланской и Татищев.
Николай Ланскому Может статься, в день присяги Эти злобные чертяги Нас тревожить захотят.
Ланской Да, мне люди говорят, Что сия переприсяга Подтолкнёт дворянство к шагу На Сенатской против вас.
Николай Исполняйте мой указ. Полицейских подготовьте: Вероятно, пусть кровь те Прописные подлецы. Обрубите им концы.
Ланской Государь, у вас есть право Наказать их по уставу, Как стрельцов когда-то встарь Наказал ваш предок-царь. Там стрельцы, а здесь дворяне. Все – любители восстаний.
Николай Здесь и там причиной всей Было несколько царей.
Ланской Если рассуждать подобно, Вспомнить о стрельцах подробно, Надо нам толпу зевак Оградить и так и сяк.
ВХОДИТ ТАТИЩЕВ
Николай Вот послал Бог испытанье! Но к примеру перестань я В этом звании служить, Кто б меня смог заменить? Средний брат не хочет править – Я б не мог его заставить. О сынишке речи нет: Сашеньке сейчас семь лет. Он ещё не понимает, Как страной царь управляет.
Татищев Да, у вас тяжёлый крест.
Ланской Но затем под благовест Вы помажетесь на царство, И закончатся мытарства, И закончится тоска.
Николай Татищеву Так-с. Ну что у нас войска? Что, готовы ли, верны ли? Сможем ли мы без усилий То восстанье разогнать?
Татищев Трудно, государь, сказать.
Николай Коли так, свезите пушки. Не намерен я в игрушки Со смутьянами играть.
Татищев Не извольте долго ждать.
Николай Как у них там в манифесте? Пред законом все мы вместе Без различия равны? Если так, они должны Усмиряться, как крестьяне, Даже пусть в высоком сане. А затем их наказать, Как и Пугачёву рать.
Татищев Совершеннейше согласен! План как никогда прекрасен. Верный наш артиллерист Пред царём всегда был чист.
Ланской В обществах подобных тайных Много есть людей случайных, Говорящих много слов. Се- восстание кружков.
СЦЕНА 6. Сенатская площадь. Через несколько дней. Декабристы, солдаты, Митрополит, Милорадович и пр.
4-й декабрист Теребит меня сомненье В том, что это выступленье, Как задумано, пройдёт.
1-й декабрист Кто-то же нас поведёт.
4-й декабрист Кто-то! Мы не знаем даже, Кто нас поведёт на вражий Императорский дворец. Кто наденет наш венец Предводителя восстанья?
1-й декабрист Я слыхал, что на собранье Предводителем толпой Выбран был князь Трубецкой.
3-й декабрист Что-то вот его не видно.
4-й декабрист Нам, восставшим, будет стыдно, Если не прибудет он. Бунт покажется смешон. Вовремя прибыть несложно, Потому-то мне тревожно. Несколько часов стоим И историю творим, Ничего не совершая, Только холодно зевая.
ЯВЛЯЕТСЯ МИЛОРАДОВИЧ НА КОНЕ
Милорадович Господа бунтовщики! Нынче же свои штыки Наземь вы скорей бросайте И царю себя вверяйте!
1-й декабрист А которому из двух? Нынче их, царей, как мух!
ТОЛПА СМЕЁТСЯ
Оболенский Милорадовичу Милорадович! Уйдите! За царём нас не зовите – Нет присяги нам второй. Разберитесь меж собой.
МИЛОРАДОВИЧ ОСТАЁТСЯ
Милорадович Если чувства в вас проснутся, Сможете к царю вернуться!
ОБОЛЕНСКИЙ РАНИТ МИЛОРАДОВИЧА ШТЫКОМ В БОК
1-й декабрист Если б с площади утёк, То не получил бы в бок.
ВЫСТРЕЛ КАХОВСКОГО В МИЛОРАДОВИЧА
3-й декабрист Отовсюду сковырнули! В бок штыком, а сзади – пулей!
МИЛОРАДОВИЧ УЕЗЖАЕТ. ДАЛЕКО СЛЫШЕН ОТВЕТ МИТРОПОЛИТУ
Голос из толпы Вы нам не митрополит! Хитростью от вас разит! Вы в течение недели Двух царей признать успели!
СЛЫШЕН ВЫСТРЕЛ ПУШКИ.
1-й декабрист Этот выстрел – холостой. Вон ведь ничего с толпой Худшего не приключилось.
4-й декабрист Ха! С толпой! Всё так случилось, Потому что мы – толпа. Наша узкая тропа Здесь сегодня оборвётся, Потому что не найдётся Трубецкого в этот день! Александра злая тень Над Сенатскою нависла. И восстанье так же кисло, Как восстание его, Ждёт скончанья своего.
СЛЫШНО ДВА ПУШЕЧНЫХ ВЫСТРЕЛА И КРИКИ РАНЕНЫХ
1-й декабрист На побоище Ледовом Лёд проигрывал подковам. Здесь же на реке Неве Пушки рот заткнут молве. И сегодня царь наш немец, Как тевтонский иноземец Бой на льду нам навязал И победу одержал.
3-й декабрист Эти выстрели из дали Возвещают о начале Новых, страшных перемен. Дворянин теперь согбен. День, в который стало можно С дикой лёгкостью, безбожно С пушки расстрелять дворян, Как когда-то – лишь крестьян.