Глава третья
1Договор они скрепилиИ печатью, и пером.И солдаты поспешилиПоскорей оставить дом,Чтоб не вызвать недовольство.Да к тому же хлебосольствоНе входило в планы их(Голод между тем притих).Сам епископ понял этоИ задерживать не стал:Вместе с ними зашагал,В руку взяв источник света:Чтобы мимо не пройтиИ входную дверь найти.
2Дверь входную отыскалиНесмотря на полумрак,Над замком поколдовалиИ открыли кое-как.Солнца свет неимоверныйВсе заполонил безмерно,И семерка храбрецовВыбралась в конце концовИз епископова дома.Стали тут же вспоминать,Что им надо предпринять.Все им было незнакомо:И домишки, и народ.Двинулись они вперед.
3«От души аббат нас встретил»,– Кто-то начал разговор«Это верно ты заметил.И обед, и договор:Все отлично, в лучшем виде,И никто ведь не обиде, –Отвечал ему другой, –Сразу на душе покойПосле этой встречи славной».– Ну, а как нам быть с жильем?И куда сейчас идем?Все затормозили плавно,Услыхав вопрос такой,И у всех ответ был свой.
4Кто-то, помолчав немного,Начал нудно говорить:«Наша кончилась дорога,Здесь останемся мы жить.Нам жилье найти тут нужно.Предлагаю вместе дружноПоиски его начатьИ скорей свалиться спать».– Ну, тогда мы на две группыРазобьемся – и пойдемРыскать подходящий дом.Вместе нам довольно глупоТут по городу гулятьИ жилье себе искать.
5– Так они договорилисьИ, не думая ничуть,На две части разделилисьИ продолжили свой путь.Где-то час они блуждали,У прохожих узнавали,Где дешевле будет тутОтыскать себе приютНаконец и те, и этиГородок насквозь прошлиИ в итоге все нашли,Радуясь тому, как дети.Заключили договорИ скорей опять во двор.
6Город Новгород, как улей,С самого утра жужжал.Каждый искрометной пулейСуетливо пролетал,Сильно торопясь куда-тоОт рассвета до заката,Все стараясь ухватить,Ничего не упустить,Потому как промедленьеХуже смерти иногда.Надо было быть всегдаПриготовленным к движенью:То заморские враги,То ненужные долги.
7Солнце двигалось в зените,Разливая всюду свет.Золотые солнца нитиОставляли всюду след.В этот миг в своих хоромахСреди лиц, давно знакомых,Не крича и не сердясь,Выступал премудрый князь.Выступал красноречивоПеред сборищем бояр;Говорил им, что ударВраг готовит терпеливо,Чтоб напасть исподтишка,Потому молчит пока.
8А теперь довольно краткоЭту сцену поясним.Все разложим по порядку,Все аспекты осветим.В те года бояре цепко,Жадно и довольно крепкоЗа свою держались власть,Наслаждаясь ею всласть.Потому князей держалиВ подчинении своем.Те их слушались во всем,А вот если восставали,То бояре всей толпойПриводили их в покой.
9Так и в Новгороде было,Только круче во сто крат.Там боярщина царила,А князей, как жеребят,Долго-долго выбирали,А затем покняжить звали,Словом: «Ладно, так и быть:Мы зовем к себе вас жить.Только чур, как мы вам скажем,Так себя ведите вы.Если нет, тогда, увы,Вам в княжении откажем,И катитесь вы назадВ свой родимый стольный град».
10Те, конечно, соглашались,Как известно, неспростаВ управленье доставалисьБлагодатные места.Так и князь, который с жаромОбъяснял тупым боярам,Как их враг хитер и зол,Приглашен был на престолУправлять беспрекословноВ общем, Новгород тогдаБыл новатор хоть куда,В том числе и хладнокровноКнязя выставить за дверьБез ущерба и потерь.
11«О бояре! враг не дремлет,Он на время лишь затих.Он любому шагу внемлет,Он весьма хитер и лих.Если он не нападаетИ к тому же присылаетК нам посланников своих,Это значит, он притих,Но не значит, что он хилыйИ на нас не нападет.Через год он вновь придет,Накопив большие силы.И сейчас, уверен я,Расслабляться нам нельзя.
12Вы враждуете, я знаю,Чтобы власть к себе прибрать.Потому я призываюНе друг с другом враждовать,А в союз объединитьсяИ совместно потрудиться.Если же наоборот,То уж после, через годВы покой не обретете:Будет поздно: враг придет,Всех вас схватит, перебьет.И тогда вы запоете.Не откупитесь никак:Им живой не нужен враг».
13А бояре все молчали,Словно в рот воды набравПотому что понимали,Что их князь, конечно, прав.Князь меж тем не унимался.Если вкратце, он пыталсяУбедить бояр в одном:Новгород – наш общий дом,И мы все должны стремитьсяК процветанию его,И, конечно, для тогоНадо нам объединиться,О вражде тупой забытьИ друг друга извинить.
14Князь, закончив выступленье,Их в итоге отпустил.Те ушли, не в настроенье,Да и он нахмурен был.Вновь в хоромах тихо стало,Лишь внизу еще звучалаБолтовня ретивых слуг.Вскоре вовсе все вокругПоутихло, присмирело.Все о чем-то думал князь,На бояр уж не сердясь.Полагал он, что не делоИз-за них переживатьИ себя лишь угнетать.