Близкая родня стромбусов - это семейство апорайиды (Aporrhaidae Gray, 1850), древняя реликтовая ветвь морских улиток. Первые апорайиды известны со средней юры, причём с тех пор они слабо изменились - раковины сохраняют общую для всех веретеновидную форму, сохраняется и губа.
Апорайиды - уроженцы океана Тетис, откуда они распространились по будущей Атлантике. В прошлом их ареал был значительно шире - известны находки апорайид из Калифорнии, например. Сейчас же их можно найти в Северной Атлантике, Средиземном и Чёрном морях, на западном и южном побережье Африки, в Белом Море.
Все апорайиды отличаются веретеновидной вытянутой раковиной с различной скульптурой - есть ребристые, бугристые, гладкие, килеватые формы. Зачастую она появляется на 2-3 обороте и доходит до 3/4 последнего оборота. В то же время кили и бугорки могут доходить и до самой губы - бокового выступа раковины, прикрывающего устье. На губе кили и бугорки могут переходить в шипы, чьё количество отличается у разных видов: встречаются виды и подвиды, у которых шипы не отделяются от губы, образуя её края, а встречаются и с 2-4 длинными шипами, доходящими до половины длины раковины. Также стоит отметить колумеллу раковины, которая тоже может быть заострённой.
Как и стромбиды, апорайсы - мирные донные животные, питающиеся водорослями и детритом, а также являющиеся кормовой базой для других улиток и рыб.
Апорайс Aporrhais pespelicani Linnaeus, 1758 необычного окраса из Эгейского моря
Аррогес Arrhoges occidentalis (Beck, 1836) с побережья Канады
Ископаемый апорайид дикролома Dicroloma gagnebini (Thurmann in Piette, 1867) из позднеюрских отложений Подмосковья
Ископаемый апорайид тоарктоцера Toarctocera subpunctata (Münster in Goldfuss, 1841) из среднеюрский отложений Германии
Самый частый гость в коллекциях из семейства апорайид - это обычный апорайс, или "пеликанья нога". Основной ареал этого вида лежит в Восточной Атлантике - от Норвегии до Средиземного и юга Чёрного моря, встречаются они также и в Северном Ледовитом океане - в Белом Море.
Люди уже достаточно давно знают эту улитку - первые упоминания мы можем найти у Аристотеля, а массу изображений раковины песпеликани встречаем в работах и учёных, живших до Линнея. У великого шведа же пеликанья нога фигурирует как отдельный вид стромбуса - Strombus pespelicani. Великий учёный несколько ошибся с первоначальной оценкой положения моллюска, однако не слишком сильно - апорайсы и стромбусы являются дальней роднёй, входя в одно надсемейство.
Раковины апорайсов в работе Buonanni, 1681 и Cuvier, 1817
Aporrhais pespelicani pespelicani
Aporrhais pespelicani bilobatus
Различные травмированные формы пеликаньей ноги
Раковины у апорайсов веретеновидная, высокая, из 9-10 оборотов. Раковина у них покрыта ярко выраженной скульптурой разной формы: с третьего оборота её покрывают многочисленные идущие по дуге прямые линии, а на более поздних оборотах проявляются ярко выраженные серповидные рёбра, переходящие в центральные бугорки. Особенно ярко эта особенность выражена на последнем обороте - там бугорки идут рядом, а рёбра почти незаметны. Также иногда встречаются формы с ярко выраженными бугорками и слабо выраженными рёбрами по всей раковине. Также два ряда низеньких бугорков есть на месте шва раковины, который в целом неглубокий, но отчётливый.
На последнем обороте бугорки постепенно переходят в кили, которые выходят за пределы основной раковины - на прикрывающую устье губу. Сама губа трапециевидная, с 3-4 шипами: два-три направлены вбок, изгибаясь вверх и вниз (два нижних шипа могут сливаться в одну пластину), а оставшийся шип идёт вверх, плотно прижавшись к раковине. За отдельный шип можно также принять острую колумеллу апорайса, однако она - не производная губы.
На данный момент в виде Aporrhais pespelicani (Linnaeus, 1758) выделяют два подвида - A. p. pelicani (L., 1758) и A. p. bilobatus (Clement, 1815) отличающиеся в первую очередь строением губы. У A. p. pespelicani чётко выражены три шипа: задний, идущий рядом с раковиной, и два боковых; нижний боковой шип зачастую выражен слабее остальных, но присутствует. У A. p. bilobatus шипы меньше по длине, не покидают губу и даже объединены перепонкой, придавая губе трапециевидную форму. При этом у обоих подвидов с внутренней стороны губы вдоль шипов идут канальцы.
Ввиду того, что у апорайсов нет иной защиты от хищников, кроме как пары-тройки шипов над устьем (да и само устье, максимально суженное для того, чтобы хищник не вытащил улитку из домика), они часто могут подвергаться нападениям. Пережившие это апорайсы могут залечивать раны и пытаться строить новую раковину, однако это приводит к появлению уродств. Иногда за это также отвечают болезни или паразиты.
Всего учёные насчитывают 56 видов апорайсов, из которых современными являются только 5. Остальные виды существовали миллионы лет назад на самой разной территории - от Западной Сибири, на месте которой в палеогене было море, - до берегов Индии и Монтаны.
Для Постсоветского пространства характерны следующие вымершие виды: A. volkovi (чокракский региоярус, миоцен, Краснодарский край), A. aralensis (приабон Западного Арала, Казахстан), A. cornutus (приабон Северного Приаралья, Казахстан; правобережье Днеправ, Украина), A. granocraniata (миоцен Лузановки, Украина), A. ketewanae (миоцен Гракали, Грузия), A. pyriformis (маастрихт Львова, Украина).
Миоценовый Aporrhais volkovi Zhizhchenko, 1959, живший на территории Краснодарского края
В коллекции музея представлено 5 образцов апорайсов, 4 A. p. bilobatus и 1 A. p. pespelicani. Они были обнаружены в районе Баренцева моря. Точную привязку можно установить лишь для трёх A. p. bilobatus, которые происходят из прибрежных районов Лиинахамари, Печенегский район Мурманской области. Все раковины сохранили губу и несут скульптуру, представленную бугорками.
Размеры раковин, от верхушки до кончика канала, слева направо: 4,6 см; 3,8 см; 3,95 см; 4,04 см; 4,1 см;
A. p. pespelicani - раковина сохранилась хорошо, губа несёт три шипа: один простирается вверх, к верхушке раковины; два других идут в бок, загибаясь недалеко от места выемки вверх и вниз. Канал образован выростом колумеллы и губы, которая создаёт этакую вуаль вокруг него. Скульптура раковины представлена многочисленными бугорками, идущими в два параллельных ряда - по центру и с нижней части оборота. На последнем обороте бугорки переходят в простирающиеся вдоль шипов губы кили. Также киль идёт на последнем обороте параллельно нижнего ряда бугорков. Кроме бугорков, можно выделить малозаметные серповидные рёбра, проходящие вдоль бугорков. Вдоль оборотов раковины идут ряды параллельных линий. Наличие серединного ряда бугорков придаёт раковине ступенчатый вид, при этом скульптура начинается на очень ранних оборотах. Эмбриональные обороты отсутствуют.
Образцы A. p. bilobatus насчитывают сразу 4 штуки. Они отличаются в первую очередь размерами и степенью сохранности раковины.
Раковины данного подвида показывают широкую вариативность окраски - от белого (скорее всего, искусственно обелённого) до оранжевого и бордового. Раковины 1 и 2 имеют скол на предпоследнем и одном из начальных оборотов. Скульптура так же представлена небольшими бугорками, на ранних оборотах сливающихся с серповидными рёбрами. Бугорки у A. p. bilobatus ниже, чем у A. p. pespelicani, а шипы - короче. Вообще, шипы представляют из себя лишь небольшие выступы по краям губы, а выемка отсутствует. У билобатусов четче выражен нижний киль последнего оборота, образующий отдельный выступ на губе. Сама губа может варьироваться от более угловатой к более закруглённой.
На раковине 3 присутствует обрастатель - усоногий рачок. Судя по степени повреждений раковины и наличию следов других обрастателей, рачок поселился на ней уже после смерти моллюска.
Раковина 1
Раковина 2
Раковина 3
Раковина 4