Тип Охрофиты

Традиционное представление водорослей как группы растений - в корни не верно, и охрофиты (отдел Ochrophyta Caval.-Sm., 1986) тому подтверждение. Данные организмы далеки от растений, и все сходства с зелёными водорослями - чисто внешние, вызванные конвергенцией. 

Дети симбиоза

Охрофитовые водоросли на деле принадлежат к группе разножгутиковых, или гетероконтов (Stramenopiles Patterson, 1989), которая стоит достаточно далеко от растений, их ближайшие родственники - это альвеоляты (Alveolata Cavalier-Smith, 1991), вроде инфузорий, и ризарии (Rhizaria Cavalier-Smith, 2002) фораминиферы, радиолярии и подобные одноклеточные создания. Обычно в школьном курсе (или старой литературе) их называют одноклеточными животными, но и от животных эти создания стоят достаточно далеко. Разножгутиковые, ризарии и альвеоляты образуют отдельную супергруппу, названную SAR, чьи представители изображены справа. На 2018 год в состав этой клады входило более 60 тысяч видов.

В состав SAR входят самые разные группы по типу питания - есть гетеротрофы (питаются готовой органикой), есть миксотрофы (совмещают питание готовой органикой с её синтезом) и есть автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических сами). Охрофитовые водоросли относятся к последним, однако свои пластиды они получили в результате симбиоза. Учёные установили, что предки этой группы, жившие 874-543 млн лет назад, вступили во внутриклеточный симбиоз с красными водрослями (Rhodophyta Wettstein 1922), превратив их в свои собственные пластиды.

Различные представители группы SAR

Пути эволюции

Палеоваухерия (Palaeovaucheria clavata Hermann, 1981) - древнейшая золотистая водоросль 

Эволюция охрофитовых водорослей несколько запутана. Точно время их появления лежит в диапазоне от 1 млрд до 500 млн лет, что охватывает неопротерозойскую эру и начало кембрийского периода. Древнейшая окаменелая охрофитовая водоросль на данный момент - это представитель золотистых водорослей Palaeovaucheria clavata Hermann, 1981, обнаруженная на границе мезо- и неопротерозоя в отложениях возрастом 1 млрд лет. Также некоторые окаменелости, похожие на бурые и диатомовые водоросли, были обнаружены в породах возрастом 800-550 млн лет, однако они имеют достаточно сомнительное происхождение.

Как мы уже отмечали чуть ранее, около 874 млн лет предки охрофитов вступили в симбиоз с красными водорослями, превратив их в свои собственные пластиды. При этом на древе данной группы несколько раз возникала многоклеточность, в том числе около на линии бурых водорослей (класс Phaeophyceae Kjellman, 1891) около 150 млн лет назад. Бурые водоросли - это одна из немногих групп охрофитов, которую можно отследить в палеонтологической летописи. Их окаменелости зачастую сохраняются в виде карбонатных нитей чёрно-коричневого цвета.

Чуть раньше бурых, около 185 млн лет назад, появляются диатомовые водоросли (класс Bacillariophyceae Dangeard, 1933), вероятно, самая важная для палеонтологов группа охрофитов.Их окаменелые кремнезёмные панцири часто встречаются в меловых и кайнозойских отложениях, образуя мощные залежи полезного ископаемого, названного диатомитом. Его применение поистине огромно - от пищевой добавки в сельском хозяйстве до компонента теплоизоляционных смесей в металлургии. Изучая диатомиты под микроскопом, учёные могут получить исчерпывающие данные о климате прошлого: температуре, солёности и кислотности водоёма, в котором обитали диатомеи, и, как следствие, влиянии различных катаклизмов и изменений состава атмосферы.

Появление бурых и диатомовых водорослей оказало значительный вклад в перестройку водных экосистем мезозоя, так что их можно считать одними из участников Мезозойской Морской Революции.

Современные диатомеи

Бурые водоросли

Подводные сады ламинарии (Laminaria Lamour., 1813)

Бурые водоросли представлены исключительно многоклеточными видами, пока не найдено ни одного представителя одноклеточных форм. Появились они относительно недавно, в мезозойской эре: согласно исследованию ДНК, они отделились 200-150 млн лет от золотистых (класс Chrysophyceae Pascher, 1914) или жёлто-зелёных водорослей (класс Xanthophyceae Allorge, 1930, emend. Fritsch, 1935). Причём столь позднее по меркам палеонтологии появление группы не помешало ей пойти по путям, схожим с красными и зелёными водорослями. Время диверсификации бурых водорослей тоже достаточно позднее - их рода состоят в более близком родстве, чем рода красных или зелёных водорослей. 

Окаменелости бурых водорослей встречаются не особо часто, а их тела, лишённые твёрдых элементов, зачастую разлагаются очень быстро. Поэтому нам крайне трудно отследить их палеонтологическую историю. Девонские находки феофицей оказались неорганическими структурами. Что-то, внешне похожее на бурые водоросли, находили в ордовикских отложениях, однако к данному классу эти находки не отнесли - сходство было чисто внешним. Какие-то углеродистые окаменелости из докембрия пытались отнести к бурым водорослям, однако они сохранились в виде фрагментов длиной в пару миллиметров, без признаков даже самых высоких групп. Так что к данному классу мы уверенно можем отнести только находки из мезозоя-кайнозоя. 

Для бурых водорослей, как и для растений, характерны три типа размножений - вегетативное (через части таллома), половое (через половые клетки - изогамии и оогамии) и бесполое (с помощью зооспор - подвижных клеток со жгутиком). Почти все бурые водоросли - неподвижные организмы, крепящиеся к субстрату с помощью ризоидов. У некоторых представителей присутствуют особые пузырчатые образования - пневматофоры, поддерживающие их слоевища в вертикальном положении. Такие пузырьки есть у водоросли саргассума (Sargassum C.Agardh (1820)), из-за чего она получила своё второе название - "морской виноград". Благодаря пневматофорам некоторые виды саргассума остаются на плаву, даже будучи оторванными от субстрата. 

Сейчас бурые водоросли - ценный промышленный ресурс, который может помочь решить проблему мирового голода. Кроме того, некоторые виды феофицей образуют настоящие подводные сады, формирующие удивительные прибрежные экосистемы. 

Подводный сад макроцистиса (Macrocystis pyrifera (L.) C.Agardh)

Пузырьки саргассума (Sargassum C.Agardh (1820))

Экспонаты

Cystoseyra sp.

Бурая водоросль цистозейра (лат. Cystoseira C.Agardh (1820)) - один из самых распространённых представителей саргассовых водорослей (семейство Sargassaceae Kützing, 1843), встречающийся в северном полушарии. Цистозейры образуют настоящие подводные сады, в которых живут десятки видов рыб, ракообразных и других организмов.

Слоевище цистозейры напоминает ветвистый кустик длиной до 20 метров. Конечно, средние размеры большинства видов цистозейры гораздо меньше заявленной длины. К субстрату данные водоросли крепятся при помощи дисковидной подошвы с ризоидами. Цистозейры обладают центральным стволиком, от которого расходятся многочисленные ветви, некоторые из которых несут пневматофоры, поддерживающие водоросль на плаву.

Цистозейра является многолетней водорослью, в среднем продолжительность жизни одной особи составляет 4-5 лет, некоторые виды способны прожить и дольше. Зимой на концах некоторых ветвей развиваются вздутия - рецептакулы, несущие на своей поверхности органы размножения бурых водорослей - концептакулы. Ежегодно старые ветви с рецептакулами отмирают, давая путь для роста новым.

На территории Постсоветского пространства встречается несколько видов цистозейры, в том числе цистозейра бородатая (Cystoseira barbata (Stackh.) C.Agardh (1920)), облюбовавшая Чёрное и Азовское моря. Предки этого вида облюбовали данную акваторию ещё в миоцене - в сарматском ярусе (серравальском-тортонском ярусе, около 13-10 млн лет назад).

На мелководьях Сарматского моря цистозейра образовывала настоящие леса, в которых жили древние сельдевые. Одно из самых крупных местонахождений данной водоросли - это река Пшеха, откуда и происходит образец в нашей коллекции. От цистозейры сохранился карбонизированный отпечаток с рецептакулами на твёрдых мергелях. Длина стебля - 5,35 см при размерах образца 7,05х6,5 см. Любопытно, что степень карбонизации стволика выше, чем у рецептакул, что может быть связано с прижизненным составом веществ.