Язык мой - друг мой.

Нам дан во владение самый богатый,

меткий, могучий и поистине

волшебный русский язык.

(К.Паустовский)

Смотрю на небо в темную безоблачную ночь. Как много звёзд! И все они разные. Есть большие и малые, голубые и желтоватые, одинокие и собравшиеся группами, которые называются созвездиями. Среди них есть и более яркие и менее яркие, далёкие и близкие.

Но я не об астрономии, а о русском языке. Звёзды ‑ это слова, которые образуют группы, классы и целые «созвездия». А если мысленно «заглянуть» внутрь слова, то можно убедиться, что там не так уж всё просто. Мы увидим, что значение слова создается находящимися в нём невидимыми атомами значений, которые придают слову тот или иной оттенок. Слова живут не поодиночке, не изолированно друг от друга, а семьями, группами.

В русском языке исследовано далеко не всё. Он хранит в себе много тайн, «белых пятен» на карте его познания. Я считаю, что учитель русского языка должен приоткрыть завесу непознанного для детей, доказать, что русский язык- это не скучные правила в учебнике, это загадочный и интересный мир, в котором много тайн. Каждый урок должен быть исследованием, открытием. А ученик ‑ именно тот, кто будет совершать эти действия под руководством учителя.

Главная задача, которую ставлю перед собой, состоит в том, чтобы открыть детям всю красоту и богатство языка, помочь учащимся овладеть им, научить общаться, постигнуть все тайны.

Я ‑ молодой учитель. Считаю так потому, что преподаю русский только 7 лет. Это много или мало? Этот язык люблю с детства, с тех пор, как впервые услышала русскую речь, а потом стала изучать в школе. Поэтому сомнений о том, куда поступать и кем быть, не было. Конечно, педагогический, филологический факультет, русский язык и литература.

Первые годы работы были и трудными, и радостными. Это и бессонные ночи, на протяжении которых писались конспекты с разными интересными упражнениями и заданиями, изготовлялись дидактические карточки. Это и радостное ощущение того, что это всё не зря. Дети любили мои уроки, ждали их. И когда алгебру или химию заменяли русским, всегда кричали: «Ура!» Сейчас они стали взрослыми, закончили университеты, или ещё учатся, но всегда приходят в школу и благодарят за знания, за то, что, приехав в большой город, могли общаться на русском языке. И то, что мои ученики Кишинец Оксана и Копытько Андрей закончили журналистские факультеты Харьковского и Полтавского университетов, считаю и своей заслугой.

А потом ‑ «перестройка», неразбериха в стране, и выяснилось, что русский никому не нужен. Для меня это было трагедией, ведь отобрали то, чем живу, чем дышу. В 2005 учебном году мы снова начали изучать русский язык. Хочется надеяться, что найдутся умные «головы», которые поймут, что это необходимо, что это не лесть России, а развитие человеческой личности, её способностей, её образованности.

В своей работе считаю, что одной из важных задач учителя ‑ чётко спланированная организационная деятельность, до мельчайших подробностей продуманный урок. Учитель может только тогда это сделать, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому считаю, что система контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. Использую итоговый и текущий. При текущем контроле провожу разнообразные формы опроса: индивидуальный, коллективный, фронтальный, выборочный. Это и тестовые задания по вариантам, индивидуальные и групповые задания.

В ходе своей работы установила, что одним из положительных моментов организации устного индивидуального опроса является то, что во время его проведения я могу следить за логикой мышления ученика, определять качество его монологической и диалогической речи. Но во время такой проверки знаний заметила, что некоторые дети невнимательно слушают своего одноклассника. Поэтому теперь каждый ученик оценивает ответ по «Памятке для анализа ответа товарища» и весь класс включен в работу.