Соберите пазл и увидите картину
Итак, пазл собрали, картину угадали. Это знаменитая картина Н. Н. Ге "Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе".
Николай Николаевич Ге. Портрет работы Н. А. Ярошенко
Н. Н. Ге. Пётр I допрашивает царевича в Петергофе.
Н. Н. Ге. Пётр I допрашивает царевича в Петергофе. Эскиз
Другие Романовы. Выпуск 4. Царевич Алексей.
"Дело царевича Алексея"
Один из наиболее острых и драматичных политических конфликтов времени Петра I был связан с царевичем Алексеем, его старшим сыном от первого брака с Евдокией Лопухиной. Алексей, находившийся под сильным влиянием своего духовника Якова Игнатьева, одного из непримиримых врагов Петра, осуждал преобразования в стране и поведение отца. Общего языка государь и царевич найти не смогли.
В 1709-1712 гг. Алексей Петрович путешествовал по Европе, учился в Дрездене, а в 1711 году по настоянию отца женился на принцессе Софье-Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской, наречённой в православии Евдокией. В 1714 году у царевича родилась дочь Наталья, а в 1715 г. сын Пётр, будущий российский император - Пётр II. Появление в октябре 1715 г. двух потенциальных наследников престола — внука императора и его сына (Петра Петровича) — привели к обострению отношений царевича Алексея с отцом. В августе 1716 г. Пётр I под угрозой лишения наследства поставил сына перед выбором — либо отправляться в действующую армию, либо в монастырь: «Ибо за моё Отечество и людей живота своего не жалел и не жалею, то како могу тебя непотребнаго пожалеть?». Алексей внешне проявил полную покорность, он согласился стать монахом и отказался от короны. В действительности Алексей считал монастырь удобным местом, где можно, притаившись, ожидать смерти отца, чтобы потом предъявить свои права на престол. Главный его советчик утешал царевича: "Вить-де клобук не прибит к голове гвоздем, можно-де его и снять".
В 1716 году, когда отношения отца и сына окончательно зашли в тупик, Алексей бежал из России в Австрию под покровительство своего шурина императора Карла VI. Находясь в Австрии, Алексей строил планы захвата престола при военной помощи государств, враждебных России. Захват власти Алексеем должен был сопровождаться ликвидацией преобразований, отстранением от должностей ближайших сподвижников Петра, перенесением столицы из Петербурга в Москву, отказом от строительства флота и активной внешней политики. Но Пётр I сделал всё, чтобы этого не случилось.
В 1717 году, поддавшись уговорам петровских посланников П. Толстого и А. Румянцева и, поверив в обещание царя простить его вину, Алексей вернулся домой и был взят под стражу. Царевича, вернувшегося домой, ждало не прощение царя, а его гнев и опала.
Следствие раскрыло враждебный план Алексея в отношении Петра, заключавшийся в том, чтобы ликвидировать большую часть преобразований Петра и вернуться к допетровской старине. В июне 1718 году Верховный суд в составе 127 человек приговорил Алексея к смертной казни, однако царевич умер в каземате Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение, не выдержав страшных пыток. Несмотря на обстоятельства, связанные с его смертью, царевич был похоронен в родовой усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе
Но тут не всё так просто. Есть другие версии.
Алексей сильно боялся неистового гнева отца или подстроенного им покушения. Именно поэтому он бежал во владения Австрии, где австрийской императрицей была сестра бывшей его жены Шарлотты. Это было не предательство Алексея, как пытался потом представить дело Петр I и русская пропаганда, а акт отчаяния, попытка царевича спастись от неминуемой гибели. Но бегство это породило в душе Алексея страшные душевные муки. Он потерял покой и не мог найти себе место, чувствуя свою вину перед отцом и Россией.
Для самых любознательных. Очень подробно "Дело царевича Алексея" описывает один из самых выдающихся наших историков С. М. Соловьёв в своей "Истории России с древнейших времён".
Долгое время материалы дела царевича Алексея были скрыты. Сейчас документы дела доступны широкому кругу читателей по репринтному изданию «Слово и дело», где приводятся подлинные документы следственного дела царевича Алексея и его сторонников.
С делом царевича Алексея тесно связано опубликование в 1722 году "Устава о наследии престола".
В Уставе дано обоснование прав царствующей особы назначать себе преемника по своему усмотрению, минуя старшего сына. Подобно тому как по указу о единонаследии родители могли передать недвижимое имущество достойному наследнику, "хотя и меньшему, мимо больших... который бы не расточал наследства", так и назначение наследника престола должно находиться "в воле правительствующего государя".
История написания картины
К началу 1870 года Николай Ге возвратился в Россию из Италии, где он жил и работал в 1857—1863 и 1864—1869 годах. В этот период Ге сблизился с прогрессивными художниками и писателями, стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. В его т.ворчестве стали появляться сюжеты, связанные с российской историей XVIII — XIX веков. Одним из первых произведений на эту тему и стала картина «Пётр I и царевич Алексей» — сюжет, связанный с Петром I, был актуален в связи с приближавшейся 200-й годовщиной со дня его рождения.
Сам Ге так писал об этом в своих воспоминаниях:
"Десять лет, прожитых в Италии, оказали на меня своё влияние, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим всё в России в новом свете. Я чувствовал во всём и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлёкся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину «Пётр I и царевич Алексей».
Он изучал исторические документы, связанные с деятельностью Петра I, ездил в места, связанные с Петром I. В результате идеализизация личности Петра I сменилось более реалистичной оценкой, связанной с пониманием жестокости и страданий, которыми были оплачены успехи преобразований петровской эпохи. Сам Николай Ге так описывал эту ситуацию[10]:
"Во время писания картины «Пётр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал".
Николай Ге готовил картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» для 1-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открытие которой несколько раз откладывалось, но в конце концов состоялось в Петербурге в ноябре 1871 года. Павел Третьяков купил картину прямо из мастерской художника, незадолго до начала выставки — это полотно стало первой картиной Ге, приобретённой Третьяковым для своей коллекции.
Во время выставки картина понравилась императору Александру II, который тоже выразил желание её купить — при этом никто не осмелился сообщить ему о том, что картина уже продана. Чтобы разрешить эту проблему, Ге попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II. Тем не менее, художник заявил, что без согласия Павла Михайловича он этого делать не будет, и в результате оригинал был отдан Третьякову, а для Александра II было написано авторское повторение, которое впоследствии перешло в коллекцию Русского музея.
Сюжет картины
На картине в интерьере петергофского дворца Монплезир изображены Пётр I и его сын Алексей Петрович. Пётр I сидит справа от стола в кресле, отделанном красным бархатом, а слева от стола стоит царевич Алексей. На полотне представлена психологическая трактовка исторической драмы. Царевич Алексей, недовольный жёстким и деспотическим стилем, в котором проводились реформы Петра I, бежал в Западную Европу, но был оттуда возвращён и обвинён в подготовке захвата власти в России. С ведома его отца, Петра I, Алексей Петрович был заключён в Петропавловскую крепость, где умер от пыток 26 июня [7 июля] 1718 года.
Несмотря на внешнее спокойствие Петра I и царевича Алексея, их внутреннее состояние полно переживаний и душевного напряжения. По-видимому, между ними произошло бурное обсуждение, в результате которого Пётр I ещё более уверился в предательстве сына, которое подтверждается документами, разложенными на столе (одна из бумаг упала на пол). Прежде чем вынести приговор, Пётр I всматривается в лицо сына, всё ещё надеясь увидеть на нём признаки раскаяния. Алексей же под пристальным взглядом отца опустил глаза — уверенный в том, что Пётр I не решится приговорить к смерти собственного сына, он молчит и не просит о прощении.
Светотеневое решение композиции подчёркивает разницу между персонажами. По словам искусствоведа Татьяны Карповой, фигура царевича Алексея освещена более бледным, «словно лунным, мертвенным светом», который в этой ситуации символизирует то, что «он уже более принадлежит царству теней, нежели реальной жизни с её страстями и красками». В то же время, лицо Петра I, напротив, «энергично вылеплено контрастной светотенью». Угол стола и свисающая с него красно-чёрная скатерть («цвета́ траура») как бы разделяют отца и сына и предвещают трагическую развязку этой драмы. Чередование чёрных и белых плиток пола имеет несколько толкований — «и выражение духа регулярности Петровской эпохи, и чёрное и белое в характерах Петра и царевича, и шахматная доска, на которой разыгрывается финал партии, проигранной Алексеем».
В исторических документах нет свидетельств того, что Пётр I когда-либо допрашивал царевича Алексея во дворце Монплезир, который к 1718 году ещё не был полностью достроен — наоборот, есть утверждения, что «в действительности это происходило не в Монплезире». Также полагают, что вряд ли Пётр I допрашивал царевича один на один. Хотя Ге, по-видимому, знал об этом, тем не менее, он принял решение изобразить на картине только Петра и Алексея, чтобы иметь возможность сосредоточиться на психологии их переживаний.
Изображённый на картине момент мучительного поиска решения свидетельствует о том, что Ге хотел показать в Петре I не палача, а отца, переступающего через свои личные пристрастия ради интересов государства. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что «впервые в русской исторической живописи были созданы типические, чуждые идеализации образы реальных исторических деятелей», поскольку «психологизм обусловил подлинный историзм произведения».
В картине Н. Н. Ге удивительно точно выбран момент действия, который позволяет понять происшедшее и догадаться о будущем. А о том, что оно будет страшное, говорит многое. И прежде всего ниспадающая на пол красная скатерть, непреодолимым барьером разделяющая фигуры отца и сына. Этим Н. Ге добивался главного: смертный приговор готов был подписать не венценосный палач, а раненный в самое сердце отец - все взвесивший государственный политик, но все еще колеблющийся человек.
Эхо этого спора продолжает звучать и в наши дни. Это спор об исторических судьбах страны и о цене, которую приходится платить человеку и человечеству за прогресс.
Фрагмент компьютерного фильма по картине Николая Ге "Петр I допрашивает сына царевича Алексея в Петергофе" из серии фильмов "История одного шедевра".
Прерванная династия: Трагедия царевича Алексея Петровича и загадка его мученической смерти.
Для самых любознательных.
Как погиб царевич Алексей
Обстоятельства смерти царевича навсегда останутся тайной. Сохранилось письмо, приписываемое одному из ближайших сподвижников Петра I генералу А. И. Румянцеву, который описывает казнь царевича, совершенную по прямому приказу Петра в Трубецком бастионе. И хотя подлинность этого письма ставится под сомнение, оно содержит ряд весьма правдоподобных деталей:
«Тогда мы, елико возможно, тихо перешли темные упокои и с таким же предостережением дверь опочивальни царевичевой отверзли, яко мало была освещена от лампады, пред образами горящей. И нашли мы царевича спяща, разметавши одежды, яко бы от некоего соннаго страшнаго видения, да еще по времени стонуща… И, не хотяще никто из нас его мирного покоя нарушати, промеж себя сидяще, говорили: “Не лучше ли-де его во сне смерти предати и тем от лютого мучения избавити?”. Обаче (иначе. – Е. А.) совесть на душу легла, да не умрет без молитвы.
Сие помыслив и укрепясь силами, Толстой его, царевича, тихо толкнул, сказав:
“Ваше царское высочество! Возстаните!” Он же, открыв очеса и недоумевая, что сие есть, седе на ложнице и смотряще на нас, ничего же от замешательства (не) вопрошая. Тогда Толстой, приступив к нему поближе, сказал: “Государь-царевич! По суду знатнейших людей земли Русской, ты приговорен к смертной казни за многия измены государю, родителю твоему и отечеству. Се мы, по его царского величества указу, пришли к тебе тот суд исполнити, того ради молитвою и покаянием приготовься к твоему исходу, ибо время жизни твоей уже близ есть к концу своему”.
Едва царевич сие услышал, как вопль великий поднял, призывая к себе на помощь, но из этого успеха не возымев, нача горько плакатися и глаголя:
“Горе мне бедному, горе мне, от царской крови рожденному!”… А как увидали, что царевич молиться не хочет, то взяв его под руки, поставили на колени и один из нас, кто же именно от страха не упомню, говорить за ним начал: “Господи! В руци твои предаю дух мой!” Он же, не говоря того, руками и ногами прямися и вырваться хотяще. Той же, мню, яко Бутурлин, рек: “Господи! Упокой душу раба твоего Алексея в селении праведных, презирая прегрешения его, яко человеколюбец!” И с сим словом царевича на ложницу спиною повалили и, взяв от возглавья два пуховика, главу его накрыли, пригнетая, дондеже (пока. – Е. А.) движение рук и ног утихли и сердце биться перестало, что сделалося скоро, ради его тогдашней немощи, и что он тогда говорил, того никто разобрать не мог, ибо от страха близкия смерти, ему разума помрачение сталося. А как то совершилося, мы паки уложили тело царевича, яко бы спящаго и, помолився Богу о душе, тихо вышли».
Мнение о картине
В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в журнале «Отечественные записки», писатель и критик М. Е. Салтыков-Щедрин написал о картине: "На первом плане мы встречаемся здесь с картиною профессора Ге «Петр Великий, допрашивающий своего сына». Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка, не имеющая ничего бьющего в глаза <…> Тем не менее всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти"
Источники
Ге Н. «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
Ге Н. Н. "Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (картина)
Дворец Монплезир в Петергофе (видео)
Дело царевича Алексея. История в историях
Дело царевича Алексея. Страницы истории
Другие Романовы. Выпуск 4. Царевич Алексей (видео)
Империя. Начало. Царевич Алексей (фильм. 1 серия)
Империя. Начало. Царевич Алексей (фильм. 2 серия)
Искатели. Царевич Алексей. Жертва престолонаследия (видео)
Монплезир. Путешествие в Петергоф. Фильм 8 (видео)
Один день в истории. Дело царевича Алексея (видео)
Петр I допрашивает сына царевича Алексея в Петергофе. Ге Н.Н. 1872 (фрагмент компьютерного фильма)
Смерть царевича Алексея (видео)
Соловьев С. М. История России с древнейших времен.