В годы Второй Мировой войны концлагеря, гетто, другие места принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками находились на территориях разных стран: Германия – Бухенвальд, Гале, Дюссельдорф, Катбус, Равенсбрюк, Шлибен, Шпремберг, Эссен, Дахау; Австрия – Амштеттен, Маутхаузен; Польша – Красник, Майданек, Освенцим, Пшемысль, Радом;
Франция – Мюлуз, Нанси, Реймс;
Чехословакия – Глинско,Кунта-Гора,Натра
Литва – Алитус, Димитравас, Каунас; Эстония – Клоога, Пиркуль, Пярну;
Белоруссия – Барановичи, Минск, а также на территории Латвии и Норвегии. Одними из самых страшных и жестоких концлагерей являлись, конечно же, Дахау и Бухенвальд.
Шел 1943 год. Фашисты терпели поражение за поражением. Восточный фронт требовал огромных людских и материальных ресурсов. Конечно, трудоспособное население Германии в основном было мобилизовано на фронт. А военная промышленность должна была работать напряженно, чтобы обеспечить фронт всем необходимым. Часть недостающей рабочей силы компенсировали, безусловно, военнопленные, но этого явно не хватало. Вот тогда начали «мобилизовать» молодежь белорусских городов и деревень. Белорусский народ - трудолюбивый, послушный. Об этом хорошо знали фашисты. Они хватали девушек и парней, которые едва достигли 14-летнего возраста, и отправляли в Германию. Забирали из некоторых семей, можно сказать, единственного кормильца, так как взрослые были на фронте.
На каторжные работы в Германию были угнаны 585 мужчин и 671 женщина из Дятловского района. В германии их ждал тяжелый труд, поэтому не все смогли вернуться оттуда.
Игнатик Мария Фабиановна
Игнатик Мария Фабиановна, прабабушка выпускника гимназии Венско Юрия, родилась 30 ноября 1923 года в деревне Буцилавичи Дятловского района. До войны окончила 4 класса польской школы. Когда началась война, девушке было 18 лет. В июне 1942 года начался массовый вывоз молодежи в Германию. В эту поток попала и Мария. В Новоельне их загружали в товарные вагоны. Люди были в ужасе. Многие пытались бежать и были расстреляны на месте. Везли в Германию около двух недель. В вагонах было жарко, людей почти не кормили, не выпускали в туалет. Наконец привезли в город Эрфут, в лагерь под названием Герфхрот. Узники лагеря работали в соляных шахтах. Хотелось есть. Девушки плакали от голода и бессилия, а немцы развлекались из них: обливали водой и натравливали собак. Однажды на лагерь налетели американские самолеты, Марии чудом удалось выжить. Она попала под бетонную плиту. Несколько месяцев после этого тело девушки было красно-фиолетовое от синяков. Вскоре молодых и более сильных отправили во Франкфурт-на- Майне. Там она познакомилась со своим будущим мужем и родила дочь Елену, которая получила немецкое свидетельство о рождении и считается узником фашистских застенков. Муж Марии Фабиановны работал на шахте, но домой не вернулся. Молодую пару разлучили, и Мария не знала, что с ним случилось. В 1945 году узников освободили, Мария с дочерью вернулась в свою деревню, всю жизнь работала в колхозе, была награждена медалью "Ветеран труда". Умерла Мария Фабиановна в 2005 году.
Вячеслав Владимирович Колодко родился на территории оккупированной Польши, недалеко от границы с Германией в деревне Дександа в районе Шлесберга. Туда были вывезены его родители, Лидия Константиновна и Владимир Семенович. Жили они в начале войны в деревне Зачерляны в бывшей Белостокской области, имели сына-первенца. Лидии шел 31-й год, а ее мужу- 29-й. 5 августа 1942 года на их деревню нагрянули фашисты, собрали всю молодежь, посадили в поезд и увезли в Германию. Лидия успела передать ребенка отцу, который жил в соседней деревне Фасты. Молодая пара оказалась у бауэра Ляндера, недалеко от города Шлесберга. Работали на хозяйстве с утра до вечера, жили в небольшом бараке для батраков, временами голодали. Лидия была беременна, когда ее схватили немцы. И в конце ноября 1942 родился сын Слава. Мальчик оказался физически сильный, здоровенький, настоящий богатырь. Это и помогло ему выжить, а еще готовность мамы и папы отдать за него свою жизнь. 24 марта 1945 район Шлесберга был освобожден советскими войсками. Молодые родители отправились на родину. Вот что говорится об этом в архивной справке КГБ БССР Управления по Гродненской области от 20.01.1994 года №К-162: "При опросе 21 апреля 1945 года на поверочном пункте в городе Кибартай (Литва) Колодка Лидия Константиновна указала, что вместе с ней находился ее сын Вячеслав, возраст 2 года. После освобождения и прохождения государственной проверки Колодко Лидия Константиновна вместе с сыном Колодка Вячеславом 22 апреля 1945 выбыла в деревню Зачерляны ".Так семья вернулась в родную деревню. А когда Белостоцкая область отошла к Польше, Колодки с детьми переехали в Советскую Белоруссию.
1941 год. Ничто не предвещало никаких ужасов. Люди жили и мирно трудились. Я жила в то время в деревне Выжловичи, Пинской области, Жабчицкого р-на, Паршевичского с/с. Сейчас это Брестская область, Пинский р-н. В семье были: отец, мать и пятеро нас детей. Самая старшая сестра Мария уже была замужем и жила у свекра со свекровью. У нее был маленький мальчик. Мне в то время было десять лет, старшей сестре Юле -14 лет, старшему брату Алексею -12 лет и самой младшей сестре Наде - 8 лет. Воскресение, 22 июня. Отец и мать ночью на телеге уехали в Пинск на базар. По рассказам родителей, они не доехали до Пинска, так как была страшная бомбежка. В восьми километрах от нашей деревни находился аэродром, который бомбили фашистские самолеты. Короче, началась вторая мировая война, самая страшная и кровавая в истории человечества. Я ее никогда не забуду. Без предупреждения, фашистская Германия напала на Советский Союз. Бомбили Брестскую крепость. Война началась в 4-ре часа утра, а часов 8-мь утра немцы уже были в городе Пинске. От бомбежек аэродрома в нашей деревне в домах вылетали окна с рамами, в нашем доме тоже. В деревне паника, слезы, а мы одни без родителей остались, не знаем куда бежать и что делать. В первый день войны уже пришлось испытать такой ужас. Ночь, а родители не возвращаются, оказывается их задержали немцы, рядом с аэродромом была деревня, которая сгорела дотла. И всем людям, кто ехал в Пинск, нужно было возвращаться какими-то обходными путями, только к утру следующего дня вернулись родители. К счастью не было предела; казалось и война нипочем.
Сергею Ивановичу Орде было 15 лет, когда началась война. Они с братом пошли в Новогрудок, чтобы обменять продукты на соль, мыло. Там и были схвачены немцами и отправлены в Германию. С братом их разлучили, брат так и погиб в концлагере в Германии, а Сергею Ивановичу пришлось испытать весь ужас фашистских лагерей, но выжить. Возвращаться к пережитым страницам жизни всегда нелегко. А к таким, где каждая строка ранит и бередит душу, нелегко вдвойне. Сергей Иванович не может вспоминать обо всём без волнения, слёз – слишком тяжелы старые раны. Но память о тех мрачных годах в душах бывших малолетних узников неистребима.
Вот что вспоминает сам С.И. Орда: «…нас, детей и подростков, по 15-20 человек, заставляли работать – на лямках возить гружённые с разным грузом повозки, но чаще возили трупы к специальному блоку недалеко от крематория. Работали с 4 часов утра до вечера. В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал нам «кару» за то, что не было чисто в блоке, где нас содержали. Нас, 150 человек построили на улице около блока, раздели донага и облили холодной водой, после чего многие заболели».
Янина Михайловна Малько- жительница деревни Пенчицы, родилась в 1925 году. Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего 16 лет. 1943г стал самым страшным в жизни девушки. Теплым августовским днем в деревню ворвались немцы. Солтыс приказал всем жителям деревни собраться в Дятлово на сборном пункте. Люди не знали, для чего их собирают и что их ждет. А их собирали, чтобы отправить в Эстонию работать на фабриках. На сборном пункте односельчане вместе прошли медицинский осмотр. Самых сильных и здоровых, а было их 20 человек, увезли в Новоельню, чтобы посадить в вагоны для перевозки скота и вывезти в Эстонию. Среди них была и Янина. В Вильнюсе людей пересадили на другой поезд, который направлялся в эстонский город Кивиыли. Там под охраной немцев находился концентрационный лагерь при сланцевой фабрике. Молодые белорусские ребята копали рвы, таскали камни в трубу из сланцев. Работа была очень тяжелой, особенно для девушек. Кормили плохо: давали квашеную брюкву, воду с мукой, тушеную морковь. Спали мало, силы таяли с каждым днем. Работали без выходных. Часто немцы издевались над людьми: выводили босых на снег и обливали водой, били палками. Помимо работы на фабрике, девушкам приходилось готовить на кухне еду, мыть котлы. Позже группу, в которой была Янина, перевели в город Пэдранга. Здесь пришлось выбирать овощи под присмотром сторожа с палкой. В ноябре 1944 пришли советские солдаты, которые освободили молодежь. Добирались на Родину долго -через Таллинн, Москву, Ленинград, Владимир. К Новоельне доехали только в феврале 1945 года. Война закончилась, но в памяти навсегда остались тем страшные дни.