Комплексная оценка факторов влияющих на развитие - это очень важное направление действий муниципалитета, позволяющее объективно оценить условия, среду и потенциал и города, и района. Комплексная оценка позволяет получить взвешенные результаты, выстроить в последовательность (иерархию и логическую связь) задачи, решать которые должны власти, попробовать освободиться от задач, решение которых не входит в их компетенцию. Фактически именно эта работа и является основой для формирования и успешного осуществления стратегии развития малого города. Она позволяет установить вес и значение отдельных действий, установить их порядок и выбрать критический путь (минимальная последовательность неизбежных действий по достижению искомого результата). Необходимо учитывать, что на муниципальный уровень управления сегодня возложены необычайно сложные задачи[1], как в институциональном (новизна и сложность законодательных норм), так и в экономическом плане (резкий дефицит средств отведенных на выполнение возложенных на муниципалитеты обязательств, который мягко именуют «необеспеченным мандатом»). Но еще сложнее объяснить лицам, принимающим решения (ЛПР) на уровне муниципалитета, сложившуюся степень контроля, буквально по-шагового, и недоверия к их действиям со стороны региональных и федеральных властных органов. По мнению муниципальных чиновников работа над отчетами («бумажками») стала их основной деятельностью, а некоторые процедуры превратились в мучительные головоломки. Вот типичное высказывание муниципального чиновника на одном из интернетфорумов: «…я вам так скажу что работы стало в 2009 году просто в разы больше, а штат не увеличивают. При этом большинство работы, надо заметить, глупой и никому в итоге не нужной, но на выполнение которой надо тратить кучу времени…».
Ниже сделана попытка систематически рассмотреть проблемы муниципальных образований (МО) выявленные в ходе исследования[2].
В основе анализа лежит сопоставление сильных и слабых сторон малого (провинциального[3]) города, как объекта развития (SWOT[4]- анализ в данном случае видоизменен и несколько усложнен применительно к свойствам изучаемого объекта). Основная идея работы - выявление факторов препятствующих или способствующих развитию основного и самого сложного, по нашему мнению, уровня объектов региона: малого города и тяготеющего к нему пространства. Особое внимание обращено на потенциальное значение факторов существенных для развития города и выделена возможная линия поведения муниципальных властей (субъекта развития) в качестве реакции на анализируемый фактор. В заключение сформулированы несколько положений к возможной стратегии развития региона применительно к проблеме малых городов.
Рассматриваемые факторы можно распределить по следующим категориям, принципиальным с точки зрения постановки целей развития и формирования стратегии их достижения:
***
***
Разумеется, что этим задачи и возможности SWOT-анализа не исчерпываются. Методика может быть дополнительно усовершенствована, список анализируемых и сопоставляемых проблем может и должен быть быть дополнен и конкретизирован для отдельного МО: в основном силами специалистов города. Эту работу можно было бы сделать частью постоянной (регулярной) оценки стратегического потенциала малых городов СО.
К этому следует добавить системный анализ и анализ операций (в случае МО - типичных или стандартных процедур), нацеленные прежде всего на выявление и сокращение непроизводительных издержек и потерь, прежде всего - времени. Потери времени возникающие в результате бессмысленных операций - огромны и выражаются годами; паразитные затраты удваивают и утраивают издержки на создание нового бизнеса, а чаще - просто отталкивают потенциальных инвесторов.
Анализу должны быть подвергнуты:
• совокупность ресурсов района и города (от состава и качества земель, до качеств человеческого потенциала);
• текущая экономическая и социальная ситуация;
• уже имеющиеся и возможные направления деятельности;
• потенциальные рынки и зоны влияния города и не только в границах его МО;
• узкие места (задержки и издержки) в деловой жизни города/района.
Понятно, что проделать этот сложный и дорогостоящий вид работы только силами специалистов муниципалитета невозможно («принцип Мюнхгаузена»), а потому нужно искать пути для вовлечения в эту работы профессионалов извне («свежий глаз») и, в частности, привлекать собственных студентов в смоленских, и не только, вузах (это хороший повод для целевого обучения толковых ребят и мотив для их возвращения домой). Такое вовлечение могло бы превратиться в интересный проект по возвращению молодых специалистов в родные места: средства, затрачиваемые на целевые стипендии, гонорары, проезд, помощь в обзаведении квартирами (льготные кредиты при условии проживания в родном городе) и пр. многократно окупятся - инвестиции в человеческий капитал - самые выгодные капитальные затраты.
И все же, главная проблема, на которую как на ось нанизаны все остальные, это проблема институциональных дефицитов, помноженная на некомпетентность ЛПР.
Нам представляется следующая (по важности) иерархия институциональных проблем:
1. Права собственности: легитимное, прозрачное оформление собственности, в первую очередь на землю и недвижимость. С этим связаны проблемы рынка земли, ценообразование и налоговые отчисления в муниципальные бюджеты, контроль экологического качества и пр. существенные для малых городов вопросы;
2. Регистрационные процедуры и в первую очередь, формирование кадастра земель (включая их экологическое качество, оценку экономического потенциала и потребительских свойств) и регистрация прав собственности;
3. Собственность на ресурсы, в первую очередь - частная. Частное, ответственное владение лесными, водными и минеральными ресурсами - единственно возможная база для проведения политики рационального природопользования и, в первую очередь, включения экологических ограничений и связанных с ними рисков в оценку участка/владения. Экологическая составляющая цены участка/владения объективируется только в процессе рыночной оценки (в момент продажи или конкурса); какие либо разумные ограничения можно наложить только на правильно оформленный объект собственности;
4. Свобода торговли и комплекс связанных с этой проблемой следствий (от проблемы сертификации производства, технологий и продукции, превратившейся в удавку для малого бизнеса, до легитимности различных форм «защиты отечественного производителя»), превратившихся в системный тормоз модернизации производства в стране;
5. Тяжелая и сложная проблема суда и судопроизводства, а также ряд других проблем правоохраны, выходящих за пределы нашей компетенции, но решительно влияющих на развитие регионов и, в частности, формирование связок между криминальным группами и органами поддержания правопорядка. О милиции «крышующий» бизнес и обращении к «смотрящим» в муниципальных центрах в поисках справедливости говорят опрошенные нами бизнесмены и эксперты.
К тяжелым проблемам институционального характера мы склонны отнести и проблемы эффективного социального опыта, хотя место в иерархии проблем мы указать им не можем. Вполне вероятно, что недоверие друг к другу, неумение держать слово, отсутствие «купеческой чести», желание «прокатиться за чужой счет», и другие оценки, высказываемые нашими респондентами, пронизывают общество сверху донизу.
Это не столько наследие советского периода плановой экономики, сколько эхо тотального классового уничтожения целых слоев общества, выборочного устранения носителей ценного социального опыта. Земства и его деятелей - поголовно в 1918-19 годах; купечества и предпринимателей в период «закрытия НЭПа в 1925-27 годах; опытных и успешных крестьян с 1918 года и до 1932 года непрерывно; кооперативных обществ и деятелей кооперации с 1918-19 года и окончательно в 1928-32 годах; интеллектуалов, преподавателей, журналистов (главных трансляторов социального опыта в обществе) - с первых дней после Октябрьского переворота и вплоть до конца 70-х.
Теперь стоит сложная задача возрождения утраченного опыта. Ранее мы уже указывали на некоторые возможности в этом направлении[5]:
«Очень сложно, очень медленно и инерционно, но, все же, решаемая проблема. Здесь ЛПР может действовать только поощрением, в основном через школу и вузы, почти индивидуально. На такую кропотливую и неброскую работу может быть способен только настоящий патриот своего города, района, села. Самое тяжелое в ней – это большие временные лаги: хорошо обученные и воспитанные дети становятся эффективными работниками и родителями только по прошествии 10-15 лет, а эффекты от такой работы начинают появляться через поколение (20-25 лет). Сегодня лучшие и самые активные выпускники школ стремятся уехать и не только для учебы, но и чтобы «мир посмотреть и себя показать», а доля желающих вернуться после учебы домой, и, что главное, доля тех, кто знает, чем и где он будет заниматься, не превышает 3-5% от опрошенных выпускников[6]».
Заметим, что это и есть магистральное направление работы с молодежью. Много обсуждаемая проблема бегства молодежи может рассматриваться в разных аспектах. Мы подчеркнем только самые существенные.
1. Более чем естественное стремление «мир посмотреть». Препятствовать ему неумно и, думаем, его надо только поощрять. Другое дело, что возвращение домой надо сделать привлекательным. Суть проблемы в этом. Но для этого «дома» должны быть предложены конкурентные виды занятости, уровни заработка и перспективы развития личности; как минимум адекватная запросам культурная среда;
2. Необходимо снять «дамоклов меч» обязательной вонной службы, загоняющей молодых людей в вузы. Профессионально-техническое образование страдает не от недостатка спроса, а от страха перед армией. Вузы, давая неплохое образование, не дают профессиональных умений и навыков, снабжая молодых людей неоправданными амбициями.
3. Профессиональное образование надо придвинуть к месту жизни молодых людей, но это требует наличия преподавателей в малых городах. Качество, гибкость организации, разнообразие дисциплин и специализаций преподавания - решительный фактор в профессионализации. Возможно - решение вопроса в создании опытных и показательных хозяйств/предприятий, создатели которых, при методическом участии специалистов из крупных городов, могли бы делиться своими знаниями с прикрепленными к ним молодыми людьми.
4. Необходимо снять два «проклятия»: отсутствие или плохое качество провинциальных дорог и бездомность молодого специалиста. Эти два фактора далеко не новость и подробно обсуждать их не имеет смысла.
5. Необходимы реальные экономические рычаги в руках муниципалитетов, способные привлечь начинающих предпринимателей:
• право передавать частным лицам и обществам на ряд лет с последующим приобретением в собственность (земельный кредит) подготовленные для строительства участки земли;
• выпускать необлагаемые налогом облигации, доходы от которых могут быть использованы муниципалитетом для подготовки участков и привязанного к ним дорожного строительства (включая создание базовых элементов транспортной инфраструктуры, к примеру, автостоянок, остановочных пунктов, систем управления движением и пр.);
• устанавливать гарантии по ссудам молодым специалистам под жилищное строительство; иным способом поощрять застройщиков на подведомтсвенных территориях;
• предоставление налоговых скидок («каникул») начинающим предпринимателям на земельный участок и недвижимость.
Опубликовано: Скалон А.В. Малый город: SWOT-анализ проблемного поля. /Региональные исследования, №5 (26), 2009, с. 9-18
[1] См. ранее: Скалон А.В. Большие проблемы малого города // Смоленщина: триста лет перемен (к 300-летию образования Смоленской губернии). Сборник научных статей. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 53 – 65; Скалон А.В. Проблемы малого города: необходимость экономического роста //В сб. Актуальные вопросы социально-экономического развития России в XXI веке: аспиранты и студенты в научном поиске. Смоленск, Универсум: 2009, с. 36-43; Скалон А.В., Скалон В.А. Проблемы Демидовского района в контексте экономической реформы. Юбилейные XV Кирилло-Мефодиевские чтения, 22 мая 2009 г. — Смоленск: Универсум. — 2009. — С. 78 — 89.
[2] Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ "Малые города региона в зоне влияния мегаполиса: проблемы развития", проект № 09-02-58208 а/Ц
[3] Здесь: обобщенный образ малого города (на примере таких городов как Демидов, Рудня, Вязьма, Сафоново и некоторые другие) находящегося на значительном удалении от Москвы (150 - 300 и более километров), Смоленска (от 70 до 120 и более) и подпадающих под категорию «провинциальных» еще и в силу ограниченной транспортной доступности (транспортные издержки), связанной с плохим или ненадлежащим состояниям дорог.
[4] SWOT-анализ (strength – сила, weakness – слабость, opportunity – возможность, threats - угрозы) – комплексная оценка потенциала, условий, возможностей и средств развития (экономического роста, усложнения, модернизации) сложных экономических и социальных систем.
[5] Скалон А.В., Скалон В.А. Проблемы Демидовского района в контексте экономической реформы. Юбилейные XV Кирилло-Мефодиевские чтения, 22 мая 2009 г. — Смоленск: Универсум. — 2009. — С. 78 — 89.
[6] См. Лысенкова З.В., Скалон А.В., Эрман Н.М. Предварительный анализ итогов анкетирования населения в Демидовском районе Смоленской области // Актуальные проблемы современной географии. Вып. V. – Смоленск: Универсум, 2007. – С. 193 – 211 и на сайте проекта.